СОДЕРЖАНИЕ
0
275 просмотров
15 февраля 2022

Минойская цивилизация

Минойская цивилизация зародилась на о. Крит, поэтому ее еще называют Критской. Произошло это примерно 2 тыс. лет до н. э. Просуществовала самая древняя цивилизация в Греции и Европе около 500-700 лет.

Легендарное начало

Критская цивилизация была известна по многим мифам, например, о похищении финикийской царевны Европы богом-громовержцем Зевсом и про чудовищного Минотавра, убитого Тесеем. Поэтому она считалась выдумкой и открыта была позже других (в начале 20 века Артуром Эвансом).

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Крит – родина Зевса, здесь, в пещере Диктеон Андрон, его родила и скрывала мать – Рея от отца, жаждавшего смерти младенца. Нимфы Адрастея и Идея выкормили его молоком божественной козы Амалфеи, а пчелы носили ему мед.

Критскую цивилизацию часто называют Минойской, потому что от Зевса и Европы произошел род царей Миносов, которые стали править Критом.

Кстати, сама Европа стала женой критского царя Астерия (Астериона). Он усыновил ее мальчиков.

Старший из сыновей «божественной парочки» – Минос – после смерти отчима стал царем. Другой сын, Радамант, был справедливым судьей и щедрым дарителем земель, третий – Сарпедон — покорил Ликию (в Азии).

Минос – царь Крита

Минос – царь Крита

Минос был самым знаменитым царем Крита, он правил с 9-ти лет. На нем завязана почти вся ранняя история острова. Но археолог Эванс скептически относился к тому, что критян называли минойцами, он называл это курьезом.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Когда жил Минос? Из мифов ясно, что Минос жил в одно время с Тесеем и Гераклом. А они жили за 2 поколения до войны за Трою. Троянская война датируется 1180-1190 гг. до н.э. Получается, что Минос жил на рубеже новодворцового и последворцового периода. Отсюда вытекает гипотеза о том, что царь Крита был не критянином, а ахейцем. Но тогда происходит несовпадение с другими сведениями из мифов. Так что, скорее всего, время жизни Миноса выпадает все же на новодворцовый период.

Мифы гласят, что Минос основал на острове много городов. Самыми восхитительными из них было три: Кносс, Фест и Кидония.

С первой женой Пасифаей у него было трое детей – Ариадна, Федра и Андрогей.

Были у Миноса и другие дети – от второй жены Дексифеи – сын Евксантий, а также «внебрачные» — Девкалион, Главк, Катрей, Эвримедон и др.

Минос устанавливал законы и судил за их нарушения. Геродот, Диодор, Аристотель, Платон и другие античные авторы даже предполагают, что это были первые писаные законы. По легенде критский царь раз в 9 лет посещал пещеру Зевса, чтобы получить от него законы. В другом варианте – он провел в этой пещере 9 лет. Как бы там ни было, но античные авторы предполагали, что некоторые из его законов легли в основу спартанских законов Ликурга.

Гомер в «Одиссее» пишет о Миносе, как о мудром судье подземного царства теней, который выносил приговоры душам умерших.

Есть предположение, что имя Минос носил не один царь Крита, так как упоминание этого имени так часто разбегается в столетиях, что можно подумать уже и о бессмертии этого человека. Некоторые античные историки пишут о том, что внук Миноса был Миносом II (но в мифах этого нет), другие уверяют, что это вообще был титул.

Минос расстался с жизнью в поисках бежавшего в Сицилию Дедала. Он вычислил беглеца по ответу на задачу: Минос предложил пропустить через спиральную раковину нить. Дедал привязал нить к муравью и решил поставленную задачу. Но схватить Минос его не смог — его убили дочери сицилийского царя Кокала. Они сварили критского царя в ванне, пустив по трубам кипящую в ключ воду.

Мифы изображают Миноса по-разному: в одних он мудрый и справедливый правитель, в других – враг и поработитель греков. Он изгнал карийцев с Кикладских островов, заставив поставлять для него воинов и гребцов, захватил Мегару. А после смерти его сына Андрогея на материке, он уничтожил 7 главных городов Эллады и обязал афинян присылать к нему на остров каждые 9 лет по 7 юношей и девушек для Минотавра.

История с Минотавром

Минотавр – чудовищный полубык-получеловек — был плодом измены жены Миноса – Пасифаи с морским быком, подосланным Посейдоном.Минотавр Миноса

Этого белого красавца-быка царь Крита должен был принести в жертву Посейдону, но пожалел, и, обманув бога морей, Минос принес в жертву другого быка. Узнав о махинациях, Посейдон послал страсть жене царя к этому самому быку.

Пасифая так возжелала четвероногое существо, что призвала на помощь мастера Дедала, который помог ей технически — сотворил для заказчицы муляж коровы, куда и забралась коварная изменщица, чтобы соблазнить быка. Бык поддался на искушение и в результате этой интрижки родился Минотавр. Правда мама звала его Астрей, что означает «звездный».

Сам Минос был также неверен супруге, за что она заколдовала его. Во время измены он извергал скорпионов, сколопендр и змей и его пассии погибали. Излечила его любвеобильная девушка Прокрида. Подарком для нее стало ложе царя, чудесный пес и копье, которое не знало промаха.

Минотавра заперли в лабиринте, построенном все тем же Дедалом. Его питательным рационом были юноши и девушки, в том числе поставляемые из Афин.

Предполагается, что Минотавр разрывал и ел своих жертв, но Пабло Пикассо (с чего бы вдруг?) пишет картины «Минотавр» и «Минотавр и обнаженная», на которых чудище проявляет страсть к пышногрудым красоткам.

Однажды на корабль с «подарками» для Минотавра попал Тесей. Дедал помог своему родственнику выйти из лабиринта после победы над «быком». Он передал влюбленной в Тесея Ариадне клубок ниток, а сам научил парня сложному танцу, движения которого символизировали выход из коридоров лабиринта (сегодня это греческий танец «Журавль»).

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Археологи не нашли останков минотавра, но его изображение не редкость на печатях критских царей.

Как появилось государство на Крите

На самом деле все было более прозаично. Первые люди здесь появились в эпоху неолита – примерно в 7 тыс. до н.э. Откуда они пришли – неизвестно. Их культура была не похожа ни на европейскую, ни на азиатскую. Они жили в домах из обожженного кирпича, которые накрывали обмазанным глиной тростником. Похожие строения находили в Армянском нагорье и на севере Месопотамии. В начале 6-го тыс. до н.э. здесь стали появляться первые города.

На рубеже 3 и 2 тыс. до н.э. на острове переселились племена, знакомые с обработкой бронзы, с которых и началось создание богатой минойской цивилизации. Скорее всего, они были переселенцами из Малой Азии, возможно, Анатолии. На Крите найдены аналогичные анатолийским резные печати, лощеные сосуды с носиком. Также у них были схожи культы и обряды, архитектурные особенности, одежда и т.д.

Но азиаты были не единственными мигрантами. В этот же период на острове поселяется еще один народ. Судя по захоронениям (в круглых зданиях) он прибыл из Северной Африки.

Крито-Минойская цивилизация на карте

Частично на внешний вид и происхождение минойцев пролила свет палеогенетика. Так выяснилось, что критяне были смуглыми, кареглазыми и темноволосыми. И это подтверждают как фрески, так и анализ ДНК их останков.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Кстати, тот же ДНК показал интересный факт, что женщины-минойки, в отличие от мужчин, имеют европейское происхождение, и попали на Крит из Пелопоннеса (материковая Греция).

Геродот называет жителей острова пелазгами, лелегами и карийцами. Он пишет о том, что до Миноса здесь жили варвары, а после обретения им верховной власти и военных побед, его народ стал самым могущественным на свете. Изгнанный из острова брат Миноса Сарпедон (со свитой) поселился в Милиаде (Азия), образовав здесь новый народ – ликийцев.

Гомер и его современники писали о том, что Крит заселяли этеокритяне (коренные жители острова), кидоны и пеласги. Позже многие греческие авторы начали ошибочно называть пеласгами коренных критян. А еще позже греки и вовсе решили, что история Крита начинается с них (с ахейцев). Так минойская эпоха была забыта и превратилась в миф.

Крит – один из самых больших островов Греции. Здесь сходились многие морские пути. У его берегов останавливались корабли из Финикии, Египта и других стран Средиземноморья.

География острова, а также начало производства меди и бронзы, выращивание разных с/х культур стали предпосылками образования государства на Крите.

Экономические сдвиги привели к разделению ремесла и сельского хозяйства, появлению специалистов-профессионалов, развитию торговли и росту населения. Начала появляться знать, затем объединенные сильные племенные союзы, а за ними, на рубеже 3-2 тыс. до н.э. – первые «дворцовые» государства.

Кносский дворец

Кносский дворец

Во время раскопок на Крите были обнаружены развалины 4-х дворцов (Кносса, Феста, Мальи и Като Закро). Кносский был самым огромным (S=10 км2), в несколько этажей. Его древнейший фундамент датируется 4-5 тыс. лет до н.э. (эпоха неолита, каменный век). Само строение и его внутренний двор (180 м2) были прямоугольной формы.

Артур Эванс писал, что во времена своего величия дворец назывался не Кносс, а Керат, по названию реки, которая протекала рядом с ним.

Это хаотичная застройка являла собой лабиринт из 300 комнат на 1-м этаже, без окон, но со светом (его давали световые колодцы), канализацией, водопроводом, ванными.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Есть версия, что «Лабиринтом» дворец был назван суеверными ахейцами, которые его даже не исследовали целиком. Их испугала запутанная система комнат и изображения топорика-лабриса на многих стенах. Они назвали его «интос» — крепость с лабрисами, т.е. Лабиринтосом. Вероятно, Дедал его достраивал, но уж точно не строил с «нуля».

Пол тронного зала Кносскаго дворца был покрыт штукатуркой красного цвета, в потолок упирались утолщенные кверху колонны. Недалеко от зала был установлен бассейн и святилище с алтарем.

На стенах дворца – многочисленные фрески со стройными длинноволосыми кудрявыми мужчинами в набедренных повязках и женщинами в юбках-колокольчиках с очень тонкой талией. Их называли «парижанки». Правитель изображен с повязкой и страусиными перьями («Принц с лилиями»). Немало фресок с яркой, выразительной живописью, морскими пейзажами и праздничными шествиями.

Фрески — изображения, выполненные цветными красками на сырой штукатурке. Фрески дворца в Кноссе отличаются от других динамикой и колористическим решением — художники передают картину в движении, используя для этого максимальное количество цветов.

Много фресок с быком и прыжками через него. Бык – это главное божество критян, его изображения везде – на топорах, сосудах, печатях. Ему приносили жертвы, в том числе и человеческие.

Седьмой подвиг Геракла связан с укрощением и доставкой в Микены взбесившегося критского быка, подаренного Миносу Посейдоном.

Среди прочих, были найдены фрески с грифонами (в тронном зале), а также фрески природного характера – с морскими животными (дельфинами), экзотическими растениями, райскими птицами и т.п.

Грифоны – ужасные чудовища с телом льва, а головой птицы.

Цокольный этаж дворцов был отведен под склады с пифосами (огромными керамическими сосудами), в которых хранились запасы зерна, вина, масла и других продуктов, а также изделия ремесленников. Но на фресках нет изображений, показывающих, что его обитатели сами трудятся на полях или в мастерских.

Все просто — вокруг дворцов были разбиты небольшие поселения из бедных глиняных лачуг. В них жили те, кто выращивал зерно, виноград, домашних животных, изготавливал посуду, одежду и т.д.

Представление о жизни «работяг» отчасти дают находки в их захоронениях и святилищах. Это примитивный инвентарь и грубо вылепленные из глины фигурки животных и людей.

Царская власть на Крите

Обитатели дворцов властвовали над окрестным населением, принуждая его работать на себя. В каждом дворце жил правитель со своими многочисленными придворными и чиновниками (в каждом дворце был особый зал с троном для правителя). Затем все эти дворцы были подчинены одному правителю, жившему в самом большом дворце.

Критское государство по форме правления было дворцовой монархией.

«Монрахия» – трактуется с греческого как «единовластие». То есть, вся власть в стране принадлежала одному человеку – царю, императору или фараону.

Правители Крита единолично управляли государством – издавали законы, устанавливали налоги, судили население. Помощниками служил штат избранных царем и преданных ему чиновников. Население к выборам никакого отношения не имело.

Правители дворцов не воевали друг с другом и не боялись нападений извне — их дворцы не были укреплены. А так могло быть, только если на острове был один верховный правитель – царь. Да и на фресках нет военных сцен, сцен насилия, и даже охоты.

Однако у критян была армия. Ее вооружение составляли пращи (приспособление для метания камней) и луки. В ходу также был лабрис – небольшая секира с двумя лезвиями, украшенная орнаментом. Геродот упоминает о войнах между минойцами и сиканами (Сицилия).

Оборонительные стены от внешних врагов также не требовались, ведь крупные государства того времени, такие как Ассирия и Хеттское царство не располагали военным флотом. Военный флот был у египтян и финикийцев, но они не могли перебросить свои войска через море, потому что плавали только вдоль берегов.

Критская талассократия

Царей Крита называли Владыками морей (Талассократами). И не зря. У них было много быстроходных (парусных и весельных) кораблей.

О захвате критянами (в XVI в. до н.э ) островов Эгейского моря (в т.ч. Кикладских) и истреблении морских разбойников пишет Фукидид. Немало пиратов было среди самих критчан.

Но главным их занятием все же была торговля. Торговые фактории (поселения) зафиксированы на Кикладах, Родосе и в прибрежной зоне Малой Азии.

Известно, что особенно активно шла торговля критян с Кикладами, Финикией, Сирией, Египтом. В то же время контактов с материковой Грецией фактически не зафиксировано (они были единичны).

Из Крита торговцы везли оливковое масло и вино, на остров ввозили лазурит, слоновые бивни, благовония, металлические корабельные запчасти, стекло, олово и серебро, янтарь.

Об отношениях с Египтом говорят фрески из египетских гробниц первой половины 15 в. до н.э. (времена Хатшепсут и Тутмоса III). На них изображено подношение даров послами из Кефтиу (так египтяне называли Крит). Распознать в них минойцев можно по одежде — на них надеты передники и высокие полусапожки. А на фресках в Кноссе проскакивают чернокожие рабы, нанятые или купленные в Египте, египетские кошки и обезьяны.

Известно, что даже первые минойские корабли выходили из Эгейского и Средиземного моря в Атлантический океан. На юге они достигали Мадагаскара, а на севере – Британии.

Критское общество

Разделение на классы отмечается уже на начальных этапах формирования государственных структур Крита. По мере увеличения численности население деление на «богатых» и «бедных» становилось все виднее. Это видно по найденным останкам построек. При этом люди жили как в сельских поселениях, так и городах.

Кроме Кносского дворца и его округи на Крите были раскопаны города в Гурнии и Псире. По их руинам стало ясно, что города минойцев были рыночными. Их устройство было примерно одинаковым – мощеные улицы, каменные лестницы, террасы и резиденция правителя (басилея).

Гомер в «Одиссее» пишет, что на Крите было 90 великих городов (в «Иллиаде» — 100) и называет среди жителей не только критян, но и ахеян, кидонов, три рода дорийцев, пелазгов. Овидий, Помпоний Мела и Вергилий в «Энеиде» также говорят о ста городах.

Зажиточные горожане жили в двух или трехэтажных домах из камней, глины и деревянных балок с плоскими крышами и световыми колодцами. Нижний этаж был не жилым, скорее он служил кладовкой. Спальные покои, гостиные, ванна и уборная располагались выше – на втором и третьем этаже. В домах была канализация (глиняные трубы).

Праздники в городах проходили шумно – с быками и акробатами, боксерами и танцами, состязаниями и выпивкой.

Особым развлечением в царском дворце была игра в шахматы.

О семье минойской эпохи можно говорить лишь предположительно. По изображениям фресок можно судить о том, что семья была патриархальной, но не полигамной. Роль женщин была высока. Они могли участвовать в праздниках, культах и появляться в обществе.

Не найдено признаков типичных для Востока гаремов и «священной» проституции. Хотя дамские наряды (судя по статуэткам) были весьма откровенны – при наглухо закрытом многослойной юбкой низе был достаточно открытый верх, демонстрирующий все прелести женской груди.

Длинные вьющиеся волосы были в моде у обоих полов, вероятно, их завивали, но, возможно, локоны были натуральными.

Рабский труд применялся по большей части для обслуживания знати, и в качестве гребцов на судах. Рабами были в основном иноземцы.

Религия и культы

О религии минойцев сказать что-либо наверняка весьма проблематично. Известно, что храмов у них не было, все обряды проводились во дворце или под открытым небом. Однако при раскопках были найдены:

  • святилища для церемоний во дворцах;
  • крипты – тайные помещения, где приносили жертвы подземным богам;
  • домашние небольшие капеллы;
  • бассейны для проведения ритуальных омовений;
  • столы для жертвоприношений и алтари под открытым небом.

Топорик-лабрис использовался населением больше не как оружие, а как амулет или оберег. Этой цели служили и специальные сосуды.

Среди гипотез есть мнение о том, что дворец был не только местом жительства царской «верхушки», но и главным святилищем — храмом, а царь и его свита были, в том числе и жрецами, выполнявшие ритуальные действа.

Отдельной «должности» жреца не было, поэтому мелкие обряды выполнялись главой семьи, культовые проводились царем. «Молитвы» сопровождались поднятием рук вверх или прижиманием ладоней к вискам.

Поклонение великой богине проявлялось во всем – от статуэток и рисунков до печатей. Она изображалась то покровительницей растений, то грозной укротительницей змей. Ей прислуживали люди с головами зверей. Вероятно, она была вроде богини плодородия, женственности и материнства, олицетворяя сразу греческую Артемиду, Деметру и ее дочь Персефону.

Статуэтка - Богиня со змеями

Бог-бык имел совсем иной характер. У него был крутой нрав, сравнимый с грозной стихией землетрясений и мощью бушующего моря. Его рога, голова или вся фигура встречались у критян повсеместно.

Распространенным ритуалом «усмирения» быка (землетрясений и прочих катаклизмов) была тавромахия – прыжки и кульбиды через рога быка. Судя по сюжетам на фресках, быки на Крите были крупными и обладали длинными острыми рогами.

Из культов можно отметить существующий по сей день культ пчелы. Подтверждением тому служит найденная в Кноссе подвеска в виде двух пчелок, которые несут каплю меда (вероятно, Зевсу).

Жертвами для подношений богам были не только быки, голуби и змеи, но и дети. Найденные в Кноссе сосуды, заполненные кусками детских скелетов – подтверждение страшного культа: их раздирали и поедали жрецы–куреты.

Значительное место занимал культ мертвых. Вначале умерших хоронили либо в гробницах из камня, либо в огромных сосудах-пифосах. Но уже с середины эпохи – в глиняных, нередко расписанных саркофагах, куда помещались личные вещи почившего – оружие, посуда, украшения.

Загадочные письмена критян

Письмена Критян

Первой более-менее понятной письменностью критчан были пиктограммы. Сначала знаки пиктографического письма передавали только изображения предметов, людей и животных, позже знаки стали изображать понятия, т.е развилось идеографическое письмо.

В 18-17 вв. до н.э. появилась система слогового письма типа «А». Она включала в себя треть знаков идеографического письма.

На Крите найдено много глиняных табличек со слоговым «линейным письмом А». Это была первая письменность в Европе. Ее не расшифровали до сих пор. Расшифровщикам удалось разобрать только цифры, что дало возможность понять, что у критян была десятеричная система счета.

Еще сложнее оказалось с иероглифами на Фестском диске – круге из терракоты диаметром 16 см, найденном в 1908 году в г. Фест. Не выяснено не только значение текста, когда и кем он был сделан, но и для чего он был предназначен.

Письмена представителей новой цивилизации греков-ахейцев, пришедших за критянами расшифровали – это микенское «линейное письмо Б» — смесь критского и древнегреческого.

При сравнивании письменных знаков стало ясно, что критяне не относились к грекам.

Минойская хронология

Артур Эванс не только раскопал дворец на Крите, но предложил разделить открытую цивилизацию на три периода – раннеминойский, среднеминойский, и позднеминойский, который, по сути, является уже ранним периодом последующей, микенской цивилизации.

Почти аналогичную схему деления предложил Н. Платон – археолог из Греции. Отличия состояли делении на додворцовый, раннедворцовый, новодворцовый и последворцовый периоды. Эту хронологию считают более точной.

Додворцовый период (2600-2000 гг. до н.э.)

В этот период большая часть населения острова еще жила в пещерах, но уже начали появляться каменные и кирпичные дома. Их стены были покрыты грубой штукатуркой с красной обмазкой сверху, а дворы были вымощены плитами.

Но люди еще жили общинами – гробницы служили для захоронений целого рода.

Занятиями минойцев было рыболовство, разведение длиннорогих быков, овец и коз, а также земледелие. Основная выращиваемая «троица» — виноград, ячмень и олива. Из других культур известны пшеница и шафран, которым не только приправляли пищу, но и использовали как краску.

Урожаи были высокими, и многие жители начали заниматься ремеслом: гончарным и ювелирным делом, резкой по камню.

Благодаря использованию гончарного круга у минойцев было множество типов и форм керамических изделий (в каждом городе свой) и орнаментов на них (имитация соломы, кожи, камня, дерева и т.д.). Нередко сосуды имитировали форму животных и птиц.

Кроме керамической, использовалась и каменная, но уже более совершенная посуда. Оружие – ножи, секиры, кинжалы — делали из бронзы.

Ювелиры делали изящные украшения в виде цветков, пчел и т.п., а также печати из кости, в т.ч. слоновой, стеатита и фаянса. Их поверхность украшали геометрические и спиральные орнаменты, а также отделка в виде животных.

Фигуры на печатях и знаки на керамических изделиях минойцев сейчас рассматриваются как первые формы письменности, но схожести и преемственности между этими символами и пиктографическим письмом критчан так и не найдено.

Стародворцовый период (2000-1700 гг. до н.э.)

В эту эпоху на Крите начали формироваться царства и строиться дворцы в Кноссе, Фесте, Маллии и Закросе.

О том, что дворцы являлись отдельными государствами, дают возможность понять дороги, которые ведут к каждому из них, а не к единому центру.

Однако сложная планировка строений указывает на сходство между ними и существование единых архитектурных канонов.

Парадная керамика в стиле камарес (по названию поселения) достигает невиданного технического совершенства. Ее изюминкой стала форма, роспись и тонкостенность сосудов (некоторые из них сравнивали со скорлупой яйца). По стенкам сосудов вьются орнаменты и узоры. Это ассиметричные полосы, завитки и спирали, пальметты (стилизованные пальмовые листья), волны и обитатели морских глубин, нанесенные ангобом (светлой глиной) на тёмный глазурованный фон амфор, чаш, кувшинов и чайников. Многие орнаменты «бегущие» — наклоненные в одну сторону, что создает иллюзию движения. Дополняет это фантазийное великолепие лепной декор в виде овивающих сосуды веревок, капель стекающего масла, многочисленных ручек, фигурок птиц и т.д.

Из глины делали не только посуду, но и терракот — фигурки богов, людей, животных.

Появляются культы и алтари, жертвоприношения, а на печатях и глиняных табличках – не расшифрованные пока что пиктограммы и иероглифы.

Новодворцовый период (1700-1450 гг. до н.э.)

В середине 18 века до н.э. Минойская цивилизация едва не погибает в результате землетрясения, но уже к концу столетия на руинах старых дворцов возникают новые, а на незаселенных местах острова вырастают замки (в Тилиссе и Агиа-Триаде).

Это время возвышения Кносса – теперь все дороги ведут к нему. Это значит, что на острове появляется единое государство.

В керамике начинает приобретать популярность поэзия морских глубин: изделия украшают представители подводной флоры и фауны. Особенно любили критяне изображать на амфорах осьминогов. Однако не менее популярны изображения кулачных боев, бегущих быков, вождей и т.д.

Из бронзы уже выплавляют пилы с мелкими зубцами, посуду и мечи. Появились изделия из фаянса, строительные детали из гипса, постройки их тесанного камня.

Появляются фрески с живописью, и не только во дворцах, а даже в непритязательных сельских домах. Они украшают все пространство – стены, потолки, полы.

Скульптура достигает совершенства. Статуэтки женщин и быков, ритоны (сосуды для питья), в том числе в виде головы быка, детализированы. Их делают из мрамора и алебастра, камня, стеатита и базальта.

Ювелирное мастерство также находится в апогее. Найдены перстни-печати усыпанные драгоценными каменьями и изображениями фантастических существ.

Особую роль стало играть кораблестроение. Суда строились с высоким носом (на нем предусматривались приспособления для тарана), кормовой надстройкой, двумя рулевыми веслами, парусом и местами для гребцов.

Местная торговля осуществлялась обменом, в большинстве своем — изделиями из бронзы. Предполагается, что найденные медные слитки весом 29 кило с кривыми краями были прототипом денег.

На смену пиктографии пришло линейное письмо А, но в религиозных текстах по прежнему применялись пиктограммы.

Есть гипотеза, что это и было время правления Миноса (единого царя критян и владыки морей), рождения и гибели Минотавра.

Гибель критской цивилизации или последворцовый период (1450-1100 гг. до н.э.)

Погибла Минойская цивилизация (точнее начался ее упадок) около 1400-1450 гг. до н.э., когда на острове Фера (Тира/Санторина) возле Крита произошло извержение вулкана. В Библии оно описано, как одна из «казней египетских», легенды связывают его с гибелью Атлантиды.

Дворцы и селения на Крите были разрушены, флот уничтожен цунами, многие жители погибли под слоем пепла. Наступили засуха и голод, а на остров вторглись с Балканского полуострова греки-ахейцы.

Это было уже не первое землетрясение на острове, связанное с извержением вулкана, однако если после первого извержения в 1600 году до н.э. Минойская цивилизация сумела пережить пик своего расцвета, то после этого восстановить ее в прежнем виде уже не удалось.

Точные причины вторжения ахейцев на остров не известны. Предполагается, что это было либо завоевание, причем бескровное, либо брак с представителем этой культуры. Как бы там ни было, но при ахейцах (с 17 в. до н.э.) начала свое развитие уже другая, Ахейская или Крито-Микенская цивилизация.

Геродот связывает гибель критской цивилизации с неудачной войной минойцев с жителями Сицилии, а также бурей, которая уничтожила их флот во время возвращения домой. Он пишет, что оставшиеся в живых поселились в Апулии, и стали называться япигскими мессапиям, а опустевший Крит (с остатками минойцев) был заселен эллинами.

Минойский артистизм исчезает из керамики, а живость – из фресок. Линейное письмо типа «А» сменяется типом «Б». У минойцев сохраняются только погребальные обряды: умерших хоронят в высеченных в скале склепах с длинными входами-коридорами.

Минойская цивилизация (точнее ее остатки) существовала на острове еще лет 100 и полностью исчезла в 12 в. до н.э., когда сюда переселились дорийцы.

Так из культурного центра, Крит превратился в глухую, разоренную и отсталую провинцию, передав эстафету лидерства материковой Греции.

Критяне, покинувшие в последворцовый период свою родину, поселились на побережье, заселенном израильско-иудейскими племенами. Библия называет их филистимлянами, а Гомер – пеласгами. От их египетского названия – «ПЛСТ» была позже названа Палестина.

Цари минойского Крита

Трудно отследить династии критских царей. Они упоминаются только в греческих мифах, причем хаотично.

Мелиссей

Его имя переводится как «пчелиный». Историк Пармениск называет его царем Крита. Когда он правил еще не было дворцов. Он был царем-пастухом, и жил как обычные критяне. Его женой была нимфа, берущая свой род от деда Зевса – Урана.

Возможно поэтому, а не из-за душевной доброты, дочери-нимфы Мелиссея вскормили спрятанного на острове младенца-Зевса.

Дидим Халкентер писал, что это был первый царь и человек, который принес жертвоприношения для богов, обращая в дым несколько голов из своего стада.

Тектам

Он же Тектай, Тейтам и Тексаф. Его называют одним из первых царей. Диодор Сицилийский писал, что он занял царский престол после того, как переправился на Крит, привезя с собой либо пеласгов и эолийцев, либо ахейцев и дорийцев.

Его женой была дочь Крефея (основателя древнегреческого города Иолка), вероятно Мирина. У царя был лишь один сын – Астерион.

Астерион

Он известен еще и под другим его именем — Астерий. После смерти отца он стал царем Крита, женился на Европе. Будучи бездетным, он усыновил и сделал наследниками ее троих детей – Миноса, Сарпедона и Радаманта.

Минос

По старшинству, и не без помощи Посейдона, Минос занял критский трон. Он стал самым известным царем – ввел на острове законы и стал первым талассократом.

Из-за любвеобильности имел много детей, из сыновей наиболее известны – Девкалион, Андрогей, Катрей, Эвримедон, Главк, Хрис и Фиолай; из дочерей – Ариадна, Акакаллида, Ксенодика, Федра. Легенды вскользь упоминают еще как минимум о шести его детях, но сведений о них фактически нет.

Девкалион

Он был старшим из сыновей Миноса, и в мифах (а также в гомеровской «Иллиаде») упоминается, как царь Крита. Известен как один из участников охоты на калидонского вепря насланного Артемидой на поля царя Калидона Ойнея (Энея).

Его женой была участница вакханалии на о. Скирос – Аристиада (дочь Диониса), с которой он там и познакомился. Из детей известны два сына — Идоменей и Эфон.

Отношения царя Девкалиона с Афинами не до конца ясны – по одним данным он заключил с ними союз, по другим – был убит в Кносском дворце Тесеем, когда афиняне вторглись на Крит.

Вторая версия кажется более правдоподобной, так как на троне успел побывать не только Девкалион, но и другой сын Миноса.

Катрей

Следующим наследником Миноса должен был стать Андрогей, но он был убит еще при жизни отца, поэтому в порядке очередности царство принял его третий сын – Катрей.

Но при воцарении Катрею предсказали, что он погибнет от руки своего единственного сына Алтемена. Кроме него у царя были лишь дочери — Апемосина, Климена и Аэропа.

Алтемен не смог вынести такого оракула, так как очень любил отца, поэтому переселился на запад острова Родоса. Эту часть острова Алтемен назвал Критиния и посвятил себя борьбе с пиратством.

Когда настало время передавать власть, Катрей был расстроен – кроме сына у него были только дочери, которые не могли быть наследницами, к тому же они были уже проданы отцом царю Навплию.

Был у Катрея еще племянник — Идоменей — сын его брата Девкалиона (внук Миноса). Но царю уж больно не хотелось уступать власть племяннику, и он решил узнать, жив ли его собственный сын. Но на Родос он прибыл ночью, и, будучи принят за пирата, Катрей был убит дротиком Алтемена.

Во время похорон Катрея на Крит прибыл спартанский царь Менелай. Пока он попрощался с погибшим, Парис украл его жену Елену Прекрасную (из-за которой и началась Троянская война).

Оракул сбылся. Обезумев от горя, Алтемен стал молить богов о наказании, и добился-таки своего – попал в Аид на суд своего деда. Так к власти на Крите пришел Идоменей — кузен Алтемена.

Индоменей

Если и существовал когда-либо Минос II, то это был Индоменей. По описаниям он был очень красив.

Это был царь-воин. Он выступил на стороне Менелая в Троянской войне, хотя Псевдо-Гесиод в своей поэме называет Идоменея в числе женихов Елены Прекрасной.

Царь был непобедим в бою с копьями, и правил он, как говорит Гомер, не частью, а всем Критом. На его счету:

  • убитые троянцы: Гомер в «Иллиаде» называет 6 человек, среди которых были меониец Фест, жених Кассандры Офрионей, пеший Асий, зять Анхиза Алкафой, Эномай и Эримас; Гигин называет 13 воинов-троянцев, но не перечисляет их;
  • бой с Гектором (предводителем троянцев), после которого царя сравнивали с перуном;
  • пребывание в «троянском коне» и взятие дворца царя Приама (в Трое);
  • роль судьи в Фессалии при разрешении спора Медии и Фетиды о том, кто из них красивее – проигравшая Медия прокляла его и всех критян, назвав их лжецами.

У Индоменея была жена Меда, два сына – Идамант и Ипхиклус, две дочери – Халкиопа и Клиситера и приемный сын – Левк.

Левк у древних греков был героем отрицательным. Он правил Критом, пока Индоменей воевал под Троей. По утверждению Ликофрона он послушался царя Навплия и сначала соблазнил, а затем убил свою приемную мать. После чего он убил ее детей и свою невесту Клисиферу (Клиситиру). За этим Левк отделил себе 10 из 100 критских городов, став в них тираном.

После возвращения на родину, Индоменей был изгнан из острова, так как нарушил обет, данный Посейдону убить первого, кто выйдет на берег встречать его после возвращения с войны. И если его дед Минос не принес в жертву быка, то Индоменей не смог убить собственного сына.

По другой версии он как раз-таки убил сына, за что и был изгнан, ведь после этого убийства на жителей острова напала чума. Третьим предположением стало его изгнание Левком.

По словам Вергилия, царь-изгнанник поселился на юге Италии, в Калабрии, где у подножья Саллентинских гор основал могучий город, а правителем Крита (похоже уже микенского) стал Левк.

Достижения Минойской цивилизации

Цивилизация на Крите, существовавшая 2 тыс. лет до н.э. достигла небывалых высот.

В металлургии это была выплавка изделий из бронзы и меди, в судостроении – новый тип кораблей с веслами и парусами одновременно, в мореплавании – талассократия.

Архитекторы и строители продумывали «удобства» во дворцах до мелочей – ванные, канализации, световые колодцы и т.д.

В сельском хозяйстве был создан поликультурный тип, в искусстве появился новый стиль керамики и высокохудожественные фрески.

Активная внешняя торговля способствовала получению прибыли, развитию дипломатических контактов и местного ремесла.

Произошел переход от пиктографического к слоговому линейному письму.

Часто задаваемые вопросы (Чаво)

Потому что она состояла из отдельных государств, сосредоточенных вокруг дворцов правителей.
В результате землетрясения и цунами, вызванных извержением вулкана на острове Фера.
На острове Крит (между Европой, Африкой и Азией).

Источники и литература

  • 200 мифов народов мира / сост. Ю.С. Пернатьев; Под ред. С.С. Скляра. – Харько-Белгород: Клуб семейного досуга, 2014. – 416 с.
  • Андреев Ю. В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — нач. I тысячелетия до н. э.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 864 с.
  • Бокиш Г. Дворцы Крита // Вестник древней истории № 4.- М.: Наука, 1974. — 213 с.
  • Бузескул В. П. Открытия де-Моргана в Сузах; законы Хаммураби // Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
  • Вергилий. Энеида. /пер. Брюсов В. , Соловьева С. – М. : Academia , 1933. – 259 с.
  • Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. — М.: Наука, 1972. — 250 с.
  • Власов В. Г.. Камарес // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — 412 с.
  • Геродот. История./ Пер. Стратановского Г. А.; Под ред. С. Л. Утченко. Л.: Наука, 1972. – 604 с.
  • Гомер. Илиада /пер. Н.И. Гнедича. – СПб.: Азбука, 2020. – 608 с.
  • Гомер. Одиссея/пер. В.А. Жуковского — М. : АСТ, 2020. – 416 с.
  • Диодор Сицилийский. Греческая мифология // Историческая библиотека. Книги IV—VII.. / Пер. О. П. Цыбенко. — СПб. : Алетейя, 2005. — 384 ст.
  • Дрюон М. Дневники Зевса/ пер. Ефимов Л. – СПб. : Эксмо, 2009. – 86 с.
  • Ильинская Л. С. Легенды и археология. Древнейшее Средиземноморье. — М.: Наука, 1988. — 176 с.
  • История Древнего мира : план-конспект уроков : 5 класс / В.С. Кошелев, Н.. Байдакова. – Минск : Аверсэв, 2017. – 413 с.
  • Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. – Мн.: Нар. Асвета, 1984. – 462 с.
  • Любкер Ф. Minos // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — 1126 с.
  • Мифологический словарь / М.Н. Ботвинник, М. А. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. – Мн.: Университетское, 1989. – 255 с.
  • Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. — М.: Наука, 1980. — 120 с.
  • Немировский А.И. Нить Ариадны. В лабиринтах археологии. — М.: Вече, 2007. — 432 с.
  • Стил Ф. Древняя Греция / Пер. с англ. В. О. Никишина. – М.: РОСМЭН, 2014. – 48 с.
  • Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Ю. С. Крушкол и др.; Под ред. Е.А. Черкасовой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1987. – 256 с.
  • Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: Терра, 1997. — 168 с.
  • Федосик В.А. Древний мир. Культура, искусство, история. — М.: Эксмо, 2008. — 256 с.
  • Фукидид. История/ пер. Г. А. Стратановского. — СПб.: Азбука, 2018. – 800 с.
Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Adblock
detector