СОДЕРЖАНИЕ
0
205 просмотров
20 января 2023

Ленд-лиз – аренда оборонных материалов и информации, которую одна страна предоставляла другой по ее запросам и на определенных условиях.

Во время 2-й мировой войны самым крупным поставщиком техники и оружия, медоборудования и медикаментов, продовольствия и сырья в другие страны были США. Кроме них программы ленд-лиза были у Канады и Великобритании, хотя последняя и сама получала помощь от Соединенных Штатов.

Тенденция считать, что ленд-лиз это помощь американцев СССР военной техникой и оружием – не совсем верна: поставки шли в широком ассортименте и не в один Советский Союз, а в 42 страны.

Кто придумал Закон о ленд-лизе

«Если начнет выигрывать Германия,

то станем помогать России,

а если — Россия, то — Германии,

чтобы убивали они друг друга подольше!»

сенатор Гарри Трумэн,

24 июня 1941 г. (газета «Нью-Йорк Таймс»)

В переводе с английского «lend-lease» означает давать в долг/в аренду.

6 января 1941 г. президент США Ф. Рузвельт представил Конгрессу свои соображения в послании «О положении в стране». На их основании 11 марта 1941 г. Решением сената и палаты представителей Конгресса был одобрен Lend Lease Act (в полном варианте — An Act to Promote the Defense of the United States), или «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов». 27 марта на реализацию закона было выделено 7 млрд.$.

Великобритания была первой, кому США оказали помощь по ленд-лизу. СССР присоединился к программе с ноября 1941 г. Ему был предоставлен беспроцентный заем размером в 1 млрд.$. для оплаты поставок по ленд-лизу.

11 июня 1942 г. СССР и США подписали соглашение, в которых оговаривались принципы взаимопомощи в войне. В нем Штаты взяли на себя обязательство снабжать Советский Союз оборонными материалами, обслуживанием и информацией, которые одобрит их Президент.

Идея ленд-лиза была уникальной и гениальной. Она позволила США обойти требования Гаагской конвенции, согласно которым страна теряла статус нейтрального государства, если она не продавала, а дарила военные материалы одной из воюющих сторон. Но если американская помощь «де-юре» была арендой, в то время как «де-факто» на возврат и половины затраченных средств США не только не рассчитывали, но и не претендовали.

По условиям ленд-лиза:

  • все поставки, которые были использованы, утрачены или уничтожены во время войны не нужно было оплачивать;
  • поставки, которые остались пригодными после войны, нужно было оплатить в полном объеме, или частично (можно в рассрочку без процентов);
  • не пострадавшее в войне имущество по требованию США должно было быть возвращено.

Краткое содержание Закона о ленд-лизе

Dura lex, sed lex (Закон есть закон).

возможно Марк Туллий Цицерон (но не факт)

Закон включал 11 разделов:

Раздел 1. Автором стати не найдено.

Раздел 2. Трактовка терминов «оборонный материал» и «оборонная информация» (подразумевали все что угодно – от корабля до плана – что имело отношение к обороне).

Раздел 3 (и раздел 9). Полномочия Президента (прекращались 30 июня 1943 г.):

  • распорядиться производить и экспортировать любой оборонный материал для любой страны (в которой США были заинтересованы);
  • согласовывать с начальником штаба армии или командующим ВМО все оборонные материалы, отправляемые по ленд-лизу (их стоимость не должна была превышать 1,3 млрд.$).
  • контролировать исправность поставляемого оборонного материала или допустить его обслуживание по частному контракту;
  • передавать правительствам оборонную информацию, относящуюся к поставляемому материалу;
  • определять сроки и условия помощи в зависимости от выгоды США (оплаты, натуральной выплаты или любой другой выгоды).

Сюда же были включены пункты о том, что Закон не дает санкции на конвоирование иностранных кораблей ВМС США, равно как и разрешение кораблям США вступать в зону военных действий и нарушать Закон 1939 г. «О нейтралитете».

Раздел 4. Оборонный материал или информацию страна-получатель не имела право передать, подарить, продать или разрешить использовать представителям иных стран.

Раздел 5. Ежеквартальное информирование Конгресса Президентом о проделанной по Закону работе.

Раздел 6. Запрет на использование ассигнований на оборонные материалы или информацию после 30 июня 1946 г.

Раздел 7. Защита патентных прав обладателей передаваемых предметов или информации.

Раздел 8. Приобретение у стран-получателей ленд-лиза любых средств ведения войны, необходимых США.

Раздел 10. Оговорка, о том, что Lend Lease Act не меняет законодательство США, в части использования сухопутных сил и ВМС (кроме поставок и ремонта оборонных материалов и передачи информации).

Раздел 11. Оговорка о действии закона, даже если какое-либо его положение будет отменено.

Программа ленд лиза, а вместе с ней и Закон о ленд лизе, была свернута президентом США Трумэном 21 августа 1945 г. Но поставки в Китай и Англию продолжались, правда уже за оплату наличными или в кредит. Для СССР официальной датой «закрытия» программы стало 20 сентября 1945 г. – с этого числа все поставки были прекращены.

Объёмы поставок

Я вам тут посылку принес…

из м/ф «Каникулы в Простоквашино»

Поставки по Ленд-лизу - карта

Общая сумма помощи союзникам со стороны США по ленд-лизу в 1941-1945 гг. составила 50 млрд.$ (в эквиваленте по расценкам 2018 г. – это 750 млрд.$).

Анализ реальной американской помощи по ленд-лизу на примере Англии и СССР:

Получатель Помощь в млрд. $ (с расходами за перевозку) Послевоенные выплаты Обратный ленд лиз. (предположительно в млн $)
Всего, в т.ч.: 50,1 7,8 нет точных данных
Великобритания 31,4 6,8 нет точных данных
СССР 11,3 0,7 2,2

Кроме США СССР и Англии помощь оказывала Канада, у которой также была разработана программа по ленд-лизу. Поставки из Канады в эти страны составили 4,7 млрд.$.

Юридическое сопровождение

Я не имею права подписывать такие исторические документы…

из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Поставки по ленд-лизу в СССР проходили в несколько этапов, на каждом их которых был составлен пронумерованный протокол:

№ протокола Дата подписания Срок действия примечания
Первый (Московский)

 

Подписан:

1 октября 1941 г.

Вступил в силу:

на кредит – 30 октября 1941 г.;

на помощь по ленд-лизу – с 7 ноября 41 г.

01.10.41 г. -30.06.42 г. Предусматривал отправку в СССР 4,5 тыс. самолётов, 3,5 тыс. танков, 85 тыс. грузовых авто, тонны броневых листов, алюминия и т.д.

Полностью не выполнен.

Уточнение. Первый Протокол — изначально был только кредитным договором на сумму 1 млрд.$ (возврат долга — 10 лет, начиная с 6-го года после завершения войны), который предусматривал военные поставки в СССР до конца июня 1942 г. вне рамок закона о ленд-лизе. Эти деньги закончились уже в январе 1942 г.

Поставки по нему должны были начаться 7 декабря 1941 г., но из-за нападения японцев на Перл-Харбор и объявления войны Японии, США перенесли их на 28 декабря 1941 г.

Действие закона о ленд-лизе на СССР было распространено (временно) с 7 ноября 1941 г. Вместе с подписью Рузвельта Советскому Союзу был ассигнован уже следующий (второй) миллиард долларов – уже по программе ленд-лиза, но в рамках Первого протокола.

В июле 1942 г. подписан советско-американский договор о взаимопомощи, после которого действие Lend Lease Act распространялось на СССР на постоянной основе. США также уведомили советскую сторону о своем решении пересмотреть кредитный договор от 1 октября 1941 г.

Второй (Вашингтонский) 6 октября 1942 г. 01.07.42г. – 30.06.43 г. Предусматривал поставки в СССР на сумму 3 млрд. долларов — 7 млн. тонн грузов: промышленное оборудование, боеприпасы, оружие, продовольствие.

Особое значение имели средства связи и радиооборудование.

Третий (Лондонский) 19 октября 1943 г. 01.07.43г. – 30.06.44 г. Переговоры по протоколу шли более пол-года, США предлагали ввезти 4,5 млн. тонн грузов, что не устраивало СССР.
Четвёртый (Оттавский протокол) 17 апреля 1944 г. 01.07.44 г. -30.06.45 г. Заявка по протоколу вызвала скандал – в ней было слишком много гражданских поставок.

Впервые были завезены семена и витамины.

Уточнение. Последний протокол формально действовал до 12 мая 1945 г. (дата последней поставки), когда новый президент Г. Трумэн остановил поставки до подтверждения Сталиным вступления СССР в войну на Дальнем Востоке. Инцидент уладил Г. Гопкинс, уточнив, что теперь Протоколы заменяет программа «Майлпоуст». Т.о. протокол был продлен до окончания войны с Японией (2 сентября 1945 г.), хотя заявка, поданная В.М. Молотовым и А.И. Микояном послу А. Гарриману (28 мая) предусматривала период с 1 июля по 31 декабря 1945 г.

Трумэн заранее оповестил СССР и другие страны-получатели о необходимости провести инвентаризацию всего, что приняли их страны от США после 14 августа. Он дал на это время до 20 сентября 45 г.

26 июня 1942 г. был подписан «британский ленд-лиз» — договор о взаимопомощи между СССР и Великобританией.

Кроме этих Протоколов американские поставки по ленд-лизу подчинялись ряду программ:

Название программы Цель помощи
«Арктическая» Снабжение арктических портов СССР
«Аутпост» Строительство дальневосточных портов
Northen Siberian Air Route Program (конец марта 1945 г.) Создание транссибирской системы воздушного транспорта
«Проект Майлпоуст» Обеспечивал действия Советского Союза в районе Дальнего Востока

Неприятный факт! Поставки по ленд лизу в разрезе военных лет шли очень неравномерно – с 1941 г. до середины 1943 г. (коренной перелом в войне) не выполнялись ни их объемы, ни сроки.

15 октября 1945 г. по просьбе советской стороны США заключили с СССР Pipeline Agreement — «трубопроводное соглашение» — договор о кредите на поставки со сроком выплат 30 лет. Эти поставки не были бесплатными, их стоимость составила 222 млн.$, но в полном объеме они так и не были оплачены. Pipeline Agreement действовал до начала «холодной войны» (середины 1947 г.).

«Трубопроводный» ассортимент включал: трансформаторы и электрогенераторы, моторы и двигатели, кузнечно-прессовое оборудование и паровые котлы, различные станки и оборудование для шахт.

Программа помощи Белоруссии и Украине (начала осуществляться в августе 1945 г.) обошлась ООН в 250 млн.$. За произведенные в эти страны поставки (с/х и промышленное оборудование, медоборудование и препараты, ткани, одежда, обувь) предусматривалось взимание платы, но так как БССР не имела иностранной валюты (согласно Конституции СССР), то помощь была осуществлена бесплатно. Снабжение со стороны ООН прекратилось в апреле 1947 г.

Лэнд-лиз в Англию

Приняв услугу, расстаешься с вольностью.

Публилий Сир.

После обращения Англии к США за помощью правительство Рузвельта, которое крайне опасалось за то, что ВМФ Англии (и Франции) попадут в руки Германии, приняло решение оказать ей помощь в размере, который не нанесет ущерб Штатам.

Генерал Маршалл в докладе президенту 4 июня 1940 г. заявил, что если после оказания Англии небольшой помощи она сможет противостоять Германии в течение полугода (до 1 января), то оказание дальнейшей помощи будет иметь смысл.

В августе 1940 г. страны начали обмениваться результатами научно-технических исследований. Так Америка получила документы о бомбовом прицеле для самолетов, открытиях в сфере радиолокации и разработках по созданию атомной бомбы.

2 сентября 1940 г. США подписали с Англией соглашение на передачу старых, списанных эсминцев (50 ед.), самолетов (150 ед.), торпедных катеров (20 ед.) и винтовок (250 000 ед.). Взамен США получали 8 английских баз (на Ямайке, Багамах, Сент-Люсии, Антигуа, в Британской Гвиане, Тринидаде и др.), которые защищали Америку от Гитлера «кольцом» и вытесняли Англию из сфер ее влияния.

К декабрю 1940 г. Англия уже не могла платить за поставки США, но взять у них кредит она не могла, так как еще оставалась должна после Первой мировой войны. По закону США 1934 г. должники, не погасившие долг, не могли брать новые займы. Поэтому 17 декабря 1940 г. Рузвельт на пресс-конференции в Вашингтоне предложил выход – передачу Англии всего, что ей нужно по ленд-лизу (взаймы).

После принятия закона о ленд-лизе, первыми получили помощь Англия (и Греция). Однако, помощь британской стороне в 1941 г. составила около 8% от всех средств, которые были необходимы для ведения войны. 92% средств англия произвела сама или взяла из колоний.

В дальнейшем авторы приводят разную информацию о ленд-лизе в Англию. Чаще всего речь идет о 27855 танках и продовольствии (в тоннах): плавленый сыр (73), сухие пайки (1437), сгущенное молоко (265), сахар (136), мука (408), фруктовый джем (53), мясо замороженое (33), лимонный сок (1200 бутылок), чай, сигареты и т.д.

Исследователи подчеркивают, что все это в разы превышало поставляемое в Советский Союз.

Что поставлялось в СССР по ленд-лизу

Ни давность документа, ни его подлинность

 не дают гарантии его надежности.

Стефан Цвейг

Первый американский груз Советским Союзом был получен 28 декабря 1941 г. Он пришел вместе с обещаниями догнать отставание по Протоколу к апрелю наступающего года. Но цифры поставок русских не радовали:

Груз (в штуках) Ленд-лиз из Англии

октябрь-декабрь 1941 г

Помощь из США

октябрь 41 г. — 30 июня 42 г.

обещано прислано обещано прислано
самолёты 800 669 1700 545
танки 1000 487 2400 783
грузовые автомашины 83 000 16 502

Примечание. В таблице приведен не весь «ассортимент» поставок. Среди полученного (и отправленного) к январю 1942 г. были: пушки противотанковые и зенитные, ружья, пулеметы, минометы, приборы наблюдения, прожектора, боеприпасы (снаряды, патроны, гранаты, авиабомбы, ракеты, дымовые шашки), морское вооружение, радиостанции, полевые телефонные аппараты, автомобили, колючая проволока, станки, цветные металлы, сплавы, нефтепродукты, продовольственные товары (пшеница, сахар, какао-бобы) и т.д.

Для размышления. Во время битвы за Москву (на 1 октября 1941 г.) ВВС СССР, который ее защищал, включая примерно 30% неисправной техники, насчитывал 568 самолётов.

Военная техника в округленных цифрах (1941-1945 гг.)

Обратите внимание! Советское правительство само определяло ассортимент поставок по ленд-лизу, а не получала навязанный американцами «товар».

Наименование Поставщики Произведено в СССР (в тысячах) Удельный вес поставляемой техники по отношению к производимой в Союзе
США (в тысячах) Англия (в тысячах)
Самолёты (всего) 11, 4 (по иным данным- 14,1) св. 7,0 157,3 11,7%
в т.ч.

бомбардировщики

3,6 неизвестно (далее — ?) ?
в т.ч. истребители 13,9 (по другим сведениям – 9,7) 60,0 18%
Бронированные разведмашины 3,3 ? ?
СЗО (зенитки) 8,2 38,0 17,7%
Танки и САУ 12,8 109,1 10,4% (по некоторым данным до 25%)
Паровозы 2,0 0,1 95%
Дизель-электровозы 0,07 (70 ед.) ? ?
Открытые ж/д платформы 10,0 ? ?
Грузовики 375,8 265,0 58%
Гусеничные трактора 8,1 ? ?
Спецвагоны для тяжелой техники 0,04 (35 шт.) ? ?
Мотоциклы 35,2 1,7 27,2 136%
Автомобили 427,3 5,2 265,6

(по другим данным – 219,0)

163%
Локомотивы 2,0 0,004 0,8 240%

 

Для сведения. Бронетранспортёры в Советском Союзе совсем не производились – они все (7 172 шт.) были привозными. Кроме того в Красной Армии не имелось: автомобилей-амфибий и тяжелых транспортеров с прицепами для перевозки танков.

Кроме вышеперечисленного за время войны в СССР были переданы (округленно):

  • корабли противолодочные (105 ед.) и суда грузовые (90 ед.);
  • лодки подводные (4 шт.) и катера торпедные (202 шт.);
  • локомотивы (1981 ед.) и товарные вагоны (11 075 ед.);
  • корабельные и катерные двигатели (7784 ед.);
  • станки металлорежущие (38100 ед.) и трактора (8071 ед.);
  • пушки противотанковые (св. 5 тыс.шт.) и оружие автоматическое (131,6 тыс. шт.);
  • пистолеты (13 тыс. ед.) и винтовки (8,2 тыс. ед.);
  • взрывчатые вещества (345, 7 тыс. тонн) и детонаторы (903 тыс. ед.);
  • этанол (331 тыс. л) и порох (127 тыс. тонн);
  • металлы цветные (802 тыс. тонн) и сталь (2,8 млн. тонн);
  • нефтепродукты (2,7 млн. тонн) и химикалии (842 тыс. тонн);
  • продовольственные товары (4,5 млн. тонн).

Также по ленд-лизу в Советский Союз поступали телефоны и шины, кожа и хлопок, одеяла и ботинки, оборудование на миллионы долларов, и даже пуговицы.

Факт. Если до 1943 г. в советских заявках преобладали военные заказы, то с 1943 г. – продовольственные (в стране был жуткий продуктовый кризис). Они составили 1/4 часть тоннажа всех поставок 1943-45 гг.

Автомобили ленд лиза

Пополнение автопарка Красной Армии за годы войны составило 444,7 тыс. новых авто, при этом 63,4% из них были импортными (автомобили ленд лиза), остальные – отечественными (собственного производства).

Однако новые автомашины отечественного производства были редкостью, в большинстве случаев в армию поступала изъятая у населения или колхозов техника.

Американские автомобили ленд лиза были на 62% новыми. Среди них были джипы «Willys» (до июня 1944 г. – 44 тыс. единиц), авто для буксировки «Dodge» 3/4 т, тягачи «Studebaker US6», 359 тыс. грузовиков (к июню 44 г.) и т.д.

Легковые автомобили ленд лиза обладали замечательной проходимостью (например, Willys). Кроме того в «посылках» США были спец-авто GMC и амфибии для устройства переправ и форсирования водных препятствий.

Кстати, тягачи «Студебеккеры» стали частью наших «Катюш», став для них основным шасси.

После войны США потребовали вернуть все уцелевшие автомобили ленд лиза, поэтому американских авто времен войны сейчас не найти даже среди музейных экспонатов.

Самолеты ленд лиза

По данным архива Главного штаба ВВС СССР (д.103, лл. 1-22,39-40) поставки самолетов из США по ленд лизу составили:

Типы самолетов годы
1941 1942 1943 1944 1945 всего
Бомбардировщики:

Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston

North American B-25 Mitchell

 

 

 

5

 

 

667

 

108

 

 

1360

 

211

 

 

743

 

397

 

 

1

 

140

 

 

2771

 

861

Итого бомбардировщиков  

5

 

775

 

1571

 

1140

 

141

 

3632

Истребители:

Р-40 «Tomahawk»

«Kittihawk»

Р-39 «Airacobra»

Р-63 «Kingcobra»

Р-47 «Thunderbolt»

 

230

15

1

 

17

487

192

 

939

2627

 

446

2127

831

190

 

5

1569

5

 

247

1887

4952

2400

195

Итого истребителей  

246

 

696

 

3566

 

3594

 

1579

 

9681

Прочие типы 5 14 183 273 338 813
Итого самолетов 256 1485 5320 5007 2058 14126

К самолетам прилагались фугасные снаряды, радиостанции и авиатопливо. Герои Советского Союза А. Покрышкин, Д. Глинка, А. Ворожейкин пилотировали на ленд-лизовских истребителях.

Факт. США и Англия предполагали, что расстановка сил после войны может оказаться не в их пользу, поэтому, чтобы исключить угрозы своим странам, они ни под каким предлогом не поставляли в СССР тяжелые бомбардировщики и не посвящали страну Советов в свои разработки атомного оружия.

Танки, бронетехника и корабли ленд лиза

Танк Сталин - Ленд-Лиз

Первым танком, отправленным по ленд-лизу был английский танк Valentine с надписью «Stalin». По этому поводу 28 сентября 1941 г. на фирме Birminghem Ranway прошел митинг.

По данным из приложения к журналу «Моделист-конструктор» № 3(84)-2009 «Бронетехника ленд-лиза».

Марки поставляемой в СССР бронетехники (1941-1945 гг.):

со стороны США (в ед.) со стороны Англии и Канады (в ед.)
Танки, всего …………………………6313

в том числе:

легкие МЗА1 Stuart (МЗл) ………… 1232

легкие М24 Shaffee …………………….. 2

средние МЗ Grant/Lee ……………… 976

средние М4А2 (75 мм) Sherman ….2007

средние М4А2 (76 мм) Sherman ….2095

тяжелые Pershing …………………… 1

Танки, всего …………………………4529

в том числе:

легкие Mk VII Tetrarch ……………….. 20

пехотные Mk II Matilda ……………… 918

пехотные Mk II Valentine ………… 3332

(из них канадских …………………… 1388)

пехотные Mk IV Churchill ………….. .253

крейсерские Mk VIII Kromvell ………….. 6

Бронетранспортеры, всего ………4726

в том числе:

М2 ………………………………………. 342

М3 ………………………………………… 2

М5 ………………………………………. 401

М9 ………………………………………. 413

Т16 ……………………………………….. 96

М3А1 Scout Car ……………………… 3340

LVT ………………………………………… 5

Американская БРЭМ МЗ1 …………… 127

Бронетранспортеры, всего ……… 2033

в том числе:

Mk Universal Carrier …………….…… 2008

Английский мостоукладчик Valentine Bridgelayer ……………………………… 25

САУ, всего …………………………… 1807

в том числе:

ЗСУ М15А1 ………………………..…… 100

ЗСУ М17 ………………………………. 1000

САУ Т48 (СУ-57) ………………………. 650

САУ М18 …………………………….…….. 5

САУ М10 …………………………………. 52

 

Факт! Без английских карусельных станков в 1944 г. не вышел бы с конвейера завода «Красное Сормово» танк Т-34-85. Это был один завод, который мог выпускать их, но он не имел нужного оборудования. Так что 10253 танкам, покинувшим завод, СССР также обязан ленд лизу.

Общее число «завезенных» кораблей — 667 ед. Среди них было 82 торговых (построенных в военное и довоенное время) и 585 ед. военно-морских:

  • фрегаты – 28 ед.;
  • торпедные катера – 205 шт.;
  • ледоколы – 3 шт.;
  • десантные суда – 105 ед.;
  • охотников за подлодками – 140 ед.
  • мелкие суда – 104 ед.

Значительная часть судов, включая все три ледокола, были возвращены США после окончания войны.

Промышленность

В конце войны «закорма» социалистической державы пополнились ленд-лизовскими станками (23,5 тыс.), кранами и экскаваторами (1526 ед.), металлургическим (49,2 тыс. тонн) и энергетическим (212 тыс. тонн) оборудованием (среди которого были турбины для Днепрогэса).

В промышленном ассортименте значились тысячи наименований – от производственно-технологических линий до мельчайших деталей. Например:

  • Сталинградский тракторный завод наполовину состоял из американских комплектующих, был построен в США, размонтирован, перевезён на 100 судах и собран в СССР;
  • Днепрогэс строился американской фирмой Cooper Engineering Company;
  • Горьковский автозавод — компанией Austin;
  • Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола — строили по проекту Г. Форда.

Кроме того около 500 советских предприятий были спроектированы и построены (с помощью заключенных (ГУЛАГа) фирмой Albert Kahn Inc.

В поставках порой значились цельные предприятия — шинный завод, установленный в Москве; нефтеперерабатывающие предприятия, собранные в Красноводске и Куйбышеве, Орске и Гурьеве, а также передвижные электростанции, которые решили проблему энергоснабжения в ряде городов (в т.ч. Архангельск).

Средства связи и радиооборудование

И то и другое в стране Советов и до войны оставляло желать лучшего, достаточно сказать, что радиостанциями были оснащены только 44% танков (6824 ед. из 15317), а с остальными в бою связывались при помощи флажковой сигнализацией, т.е. машины двигались вслепую.

В авиации, кавалерии, пехоте ситуация со связью была примерно такая же, но к концу 1941 г. все стало еще хуже – ведь большая часть радиостанций была потеряна, а заводы-изготовители в это время эвакуировали на Урал. До середины 1942 г. работал, по сути, только тракторный завод в Сталинграде. Его танки были обеспечены радиостанциями на 15-17%.

В 1942 г. из-за границы начали приходить радиостанции и телефоны, радиомаяки и локаторы, зарядные агрегаты и телефонный кабель, а также приборы, о которых в СССР только слышали. Измерялось каждое наименование в десятках тысячах единиц.

Благодаря этим поставкам связью были обеспечены штабы фронтов и армий, аэродромы, а к 1944 г. – стратегически значимые города: Москва, Киев, Ленинград, Ульяновск, Харьков и др.

Медикаменты и психостимуляторы

Редко можно встретить упоминание о медицинском ленд-лизе, тогда как их доля в военно-полевой медицине составили около 80%. Среди них были:

  • стрептоцид, антибиотики, витамины (около миллиона киллограмм), сульфаниламиды;
  • микроскопы, рентгеновские аппараты, хирургические инструменты;
  • таблетки «Кола» (40 млн.единиц) – психостимуляторы (поднимают выносливость и работоспособность), действующие дольше, чем кофеин.

О таблетках «Кола» писало ряд авторов – В.О. Богомолов в «Моменте истины», В.К. Коккинаки в «Курсе на Восток» (еще в 1939 г.) и т.д. Отзывы военных летчиков об их применении – В. Чкалова, А. Бряндинского – не очень позитивные, словно от них «не холодно, ни жарко».

Сырье

Важной является статистика по железнодорожным вагонам – в СССР их было изготовлено чуть больше тысячи (1086 ед.), а получено – свыше 11 тысяч (11075 ед.), т.о. доля импорта составила 90,2%. К ним можно добавить магистрали, рельсы, локомотивы, предотвратившие паралич ж/д в годы войны.

Доля импорта высока в используемом СССР сырье и ресурсах:

  • взрывчатые вещества — 53%;
  • авиабензин – 55%;
  • ж/д рельсы – 57%;
  • сахар – 66%;

В поставках алюминия, кобальта, олова и животных жиров удельный вес поставляемого сырья по отношению к производимому в Союзе составляет от 100 до 200%.

Продовольствие

Исторические документы лгали, лгут и будут лгать,

потому что составляются людьми…

Евгений Лукин

Подобная ситуация (как с алюминием) наблюдается и с мясными консервами – изготовлено — 432,5 млн. банок, получено — 2077 млн. (доля импорта — 80%).

Кстати. До поставок по ленд-лизу, американские компании не выпускали тушеное мясо, новое производство они осваивали «на ходу».

Интересно. Иностранную тушенку в годы войны прозвали «вторым фронтом», а яичный порошок – «рузвельтовскими яйцами».

Кроме них, в англо-канадско-американской продовольственной «корзине» значились: галеты и горький шоколад, сухие супы и смеси, пшеница и семена для посева.

Вопреки расхожему мнению брикеты с сухими супами и концентратами русские солдаты видели не в первые – они продавались еще до войны (и судя по ценнику на упаковке стоили 57 копеек). О меланже – сушеных и смолотых в порошок яйцах — в России знали еще в 19 веке. Шоковое состояние у русских вызывало только мясо птиц в шоколадном соусе.

Интересно. Ленд-лизовские продукты маркировались эмблемой с орлом, летящим над судном. Эмблемой продуктов, которые предназначались для армии США, был американский флаг, размещенный в синем круге.

Англо-американские послы отслеживали судьбу своих грузов (насколько это было возможно), т.к. поставки можно было использовать только для нужд армии.

Но все равно они неоднократно замечали использование поставок и в гражданских целях. При чем, это была не только бесплатная раздача продуктов населению по определенным нормам, но и продажа в спецмагазинах и на «черном рынке».

Запрещенная перепродажа ленд-лиза осуществлялась не только внутри страны, но и внутри других стран (СССР продавал продовольствие в Иран, Польшу и Финляндию). Власти США не реагировали на это не желая вступать в конфликт со Сталиным.

В книге «Ленд-лиз. Дороги в Россию» Роберта Джонса приводится ряд документов с перечнем продовольствия, отправленного в СССР по ленд-лизу. Документы, приводимые писателем, свидетельствуют, что Советским Союзом за годы войны было получено (в американских тоннах):

  • пшеница (55113), мука пшеничная (638796), мука мультизлаковая (40121), зерновые продукты (111485), бобовые (263419);
  • семена (37437), сахар (684794);
  • сушеное мясо (14942), тушенка (268105), консервы мясные (467684), сало (296430);
  • сливочное масло (68762), растительное масло (519276), лярд (нутряной жир) (308991);
  • сгущенное молоко (30739), сухое молоко (76207);
  • яичный порошок (116195), соевая мука (71045), зерновое кофе (10581).

Для справки. Американская тонна меньше отечественной, поэтому, чтобы получить реальные цифры, нужно их «тоннаж» умножить на 0,9.

Чтобы понять много это или мало, нужно заняться математикой. По Приказу НКО от 22 сентября 1941 г. № 312 солдат Красной армии должен был получить в сутки 112 грамм тушенного мяса и 900 грамм хлеба. Учитывая длительность войны (1418 дней) и количество бойцов Красной армии (4-11 млн. чел), получаем, что почти 636 тыс. красноармейцев каждый день кормились хлебом и треть РККА — тушенкой ленд-лиза.

Тушенка по Ленд-лизу

Не все солдаты получали одинаковый паек. В тылу он был меньше, а сухое молоко, сгущенку и сливочное масло получали только тяжело раненные, летчики и подводники.

Отчеты о поставках

… не нужно без необходимости хранить документы,

— неизвестно кто и когда пустит их в ход.

Ч. Диккенс

«Противники» ленд-лиза, разбирая таблицы отчета военного департамента Соединенных Штатов Америки от 31 декабря 1946 г. о военных поставках по ленд-лизу за годы войны по странам («Lend-lease Shipments World War II. War Departamen»), обнаружили нули в колонке «СССР» с поставками кораблей, паровозов, ж/д вагонов, рельс, металлов, заводов, а также в подразделе, где перечисляются продукты питания. Единственное, что там числится – 16 килограмм рациона D.

Для сведения. Ration D (рацион D) – это пищевая плитка в пергаменте (113 гр.) калорийностью 600 Ккал. В ней – смесь горького шоколада, сахара, сухого молока, овсяной муки, масла какао и витамина В1. Солдату выдавалось как НЗ по 3 плитки на сутки. Чтобы не было желания ее съесть без крайней нужды, вкус плитки оставлял желать лучшего.

Вывод о том, что все вышеперечисленное, включая продукты, к нам не привозили. Но на самом деле все это было в поставках. Просто помощь по ленд-лиз в СССР шла не только по линии военного департамента и «Lend-lease Shipments World War II. War Departamen» — не единственный источник о поставках по ленд-лизу. Так, в сборнике протоколов «Soviet supply protocols. Publication 2759» указываются наименования, запрашиваемые СССР, и решения о выполнении просьб.

В целом, поставками в Советский Союз по ленд-лизу в США занимались:

  • Офис администрации президента (Executive Office of the President);
  • Управление по чрезвычайным ситуациям (Office of Emergency Management);
  • Казначейство (Treasury);
  • Военный департамент (War Departament);
  • Департамент военного флота (Navy Departament);
  • Сельскохозяйственный департамент (Agriculture Departament);
  • Морская комиссия (Maritime Comission).

По внутренним советским отчетам и справкам также видно, что продукты по ленд-лизу для русских солдат из США поступали. Так, в справке от 31 декабря 1943 г. А.И.Микоян (члена ГКО) извещал товарища Сталина о прибытии очередного конвоя JW-55B (№55Б) в северные воды страны. 2 танкера и 17 пароходов доставили помимо военной амуниции 1825 тонн хлебопродуктов, 2596 тонн мясных консерв, 9621 тонн жиров, 1343 тонны концентратов.

Тем не менее, даже в советских отчетах по выполнению плана поставок можно найти расхождения в цифрах, поэтому так сложно сделать четкий анализ полученного СССР по ленд-лизу.

Маршруты поставок

Нельзя просто так перевозить

оружие массового поражения…

нужно хотя бы таможню пройти!

из фильма «Трансформеры»

Из пяти маршрутов, по которым в СССР шла помощь по ленд лизу наиболее важными были три (обеспечили доставку 93,5% грузов):

  • Тихоокеанский. Он был достаточно безопасным и обеспечил примерно половину всех доставок (47,1%). Перевозки осуществляли советские моряки или судна под флагом СССР. Японцы их тщательно проверяли, а подозрительные суда – топили. Обычно длительность маршрута составляла 3 недели.
  • Трансиранский. Начал использоваться с ноября 1941 г. (23,8% от всех поставок, 75 дней в пути). Чтобы увеличить процент отправляемого груза, было необходимо модернизировать трансиранскую ж/д и порты в Персидском заливе. Поэтому Англия и СССР в августе 1941 г. оккупировали Иран. Иранские автомобили ленд лиза для СССР поступали с заводов General Motors. Их количество составило 184 112 штук. В 1945 г. два крупных завода компании — TAP I и TAP II были «разобраны» и перевезены в Советский Союз.
  • Арктические конвои. Самый опасный, но и самый быстрый (2 недели) маршрут. В 1941 г. поставки по нему составляли 40% от всех, но от 7 до 15% (расхождение по источникам) кораблей «по дороге» были потоплены. Все поставки по этому маршруту в годы войны составили 22,6%.

Менее значимыми были два других маршрута:

  • Аляска-Сибирь или Алсиб. Это был воздушный маршрут, по которому в СССР «перекинули» 7925 самолетов. Маршрут Аляска-Чукотка-Сибирь обеспечил 2,6% поставок.
  • Черноморский. Стал работать после освобождения Греции — с января 1945 г. по нему переправлено 3,9% грузов.

Основными точками приема грузов в Советском Союзе были Владивосток, Мурманск и Архангельск. За годы войны они приняли большую часть из всех поставленных по ленд-лиз грузов.

Потери «посылок» происходили не только после их отправки, но и на территориях самих отправителей – в Канаде и на Аляске (отправка по Алисиб), а также в Штатах и Великобритании. По подсчетам примерно 12% груза не дошло до получателей.

Ленд-лиз со стороны Великобритании

Позвать на помощь – далеко не главное

условие для спасения, но очень важное.

Вера Шенгелия.

Британский Ленд-лиз

Первый союзный конвой PQ-1 был отправлен 21 августа 1941 г. из Скала-Флоу (Шотландия) в Архангельск. Его кодовое название – «Дервиш». В «посылке» были английские пехотные танки Mk II Matilda II и Mk II Valentine. Прибыл он в Бакарицу 31 августа.

По английским данным, к концу 1941 г. в Архангельск пришло 53 судна, которые доставили еще 750 аналогичных танков. В январе 1942 г. в СССР прибыли уже разведывательные танки Mk VII Tetrarch, а через полгода – Mk IV Churcill.

Со стороны Соединённого Королевства в Советский Союз в 1941-1945 гг. было направлено 4 млн. тонн грузов на сумму 428 млн. фунтов. Среди них было вооружение, сырье, продукты питания, лекарства.

По соглашению от 27 июня 1942 г. все это доставлялось в СССР бесплатно, но до этой даты поставки оплачивались валютой и золотом.

Обошлась русским такая военно-продовольственная поддержка в 55 тонн золота. Так что Matilda, принявшая участие в битве под Москвой, не была ленд-лизовской.

Интересно. «Выплыл» на свет факт «золотых» платежей из-за несчастного случая – один из десяти британских крейсеров, перевозивших слитки, со звучным названием «Эдинбург», затонул, унеся с собой на дно 5,5 тысяч кило золота.

Недовольство СССР в 1941–1 пол.1942 гг. вызывали и такие факты, как:

  • качество британской техники – И.В. Сталин в письме У. Черчиллю подчеркнул момент недокомплектами авиатехники, мило обозвав его «мелочью»;
  • почти полное отсутствие среди авиа-грузов современных экземпляров (например, истребителей «Спитфайр»), автомобили ленд лиза также были зачастую не новыми;
  • присутствие в «посылках» химического оружия.

В целом же английский ленд-лиз отличался «скупостью». Немногочисленный ассортимент был обоснован тяжелым положением Британии из-за ее морской блокады и военных действий на двух континентах – в Европе – против Германии, в Африке – против Италии. К тому же страна сама получала помощь в виде ленд-лиза (из США).

Монгольский ленд-лиз

Чтобы вытащить ближнего из грязи,

нужно опуститься в грязь,

чтобы подать руку помощи.

Бешт

Монгольский ленд-лиз

Забытая и малоизвестная тема – помощь Советскому Союзу со стороны Монголии.

Правительство этой маленькой и нищей страны (800 тыс. человек) уже 22 июня 1941 г. решило оказать помощь СССР. В конце августа 1941 г. пришли первые дары.

Азиатские поставки называют «монгольским ленд-лизом», однако это не совсем так: МНР не заключала с СССР договоров и не давала ей что-то в аренду. Она оказывала безвозмездную помощь (однако монгольские долги СССР за плановые регулярные поставки все же пришлось списать).

За годы войны в страну Советов из МНР были переданы:

  • 500 тыс. лошадей (сильных, выносливых, неприхотливых – для использования не только в кавалерии, но и в качестве тягловой силы), 30 тыс. лошадей – частный подарок от монгольских скотоводов и около 700 тыс. голов мелкого и крупного рогатого скота.

Интересно! Каждая пятая лошадь и шинель в Красной Армии были «родом» из Монголии. При этом лошади были тогда предпочтительнее автомобилей – лучше передвигались по бездорожью, не зависели от наличия горючего, обходились подножным кормом, да и сами могли стать кормом…

  • Деньги (пожертвования от населения) – около 100 тыс.$, 300 кило золота и 2,5 млн. тугриков. Они пошли на:
  • Танковую колонну «Революционная Монголия», состоящая из 55 единиц — Т-34 (32 шт.) и Т-70 (21 шт.). Боевые машины имели звучные названия — «Маршал Чойбалсан», «Монгольский чекист», «Большой хурал», «Сухэ-Батора» и т.п. Некоторые из них дошли до Берлина в составе 112-й танковой бригады.
  • Авиационную эскадрилью ЛА -5 — «Монгольский Арат», которая вошла в состав 2-го Оршанского гвардейского авиаполка.
  • Зимнее обмундирование (15 тыс. комплектов) и индивидуальные посылки (более 30-ти тысяч).

В монгольских поставках регулярно присутствовала овчина для полушубков и готовые изделия, шерсть для шинелей, валенки, меховые жилеты, варежки и одеяла, шерстяные фуфайки и ремни. Из продовольствия поступали туши джейранов, мясо, колбасы, масло, варенья и т.д. И все наименования исчислялись десятками тысяч.

«Бийская тушёнка» в 1941-42 гг. была более знаменитой среди русских солдат, чем американская. А монгольское зимнее обмундирование из овчины очень пригодилось на подступах немцев к Москве, когда в лютые морозы приходилось подолгу лежать в окопах.

Очень важным для СССР был монгольский вольфрам, без которого не возможно было создать снаряды, способные пробивать броню немецких «тигров» и «пантер».

Жители Монголии в 1944 г. голодали, поэтому перешли на 10-часовой рабочий день, но продолжали собирать деньги для Союза.

В 1941-1943 гг. из МНР в страну Советов было отправлено 8 эшелонов. Последний, 9-й эшелон (127 вагонов) с «ленд-лизом» пришел в начале 1945 г.

Многие грузы доставлялись не только по ж/д, но и на верблюдах. Караван должен был пройти фактически тысячу километров – 3 месяца люди гнали животных по практически безлюдным пустыням и горам.

Закон о всеобщей воинской обязанности увеличил ВС МНР за 1941-44 гг. в 4 раза, военную службу несли не только мужчины, но и женщины. На ВС тратилось более 50% бюджета страны, но монгольская армия позволила перебросить советские части с Дальнего Востока.

Во время войны с Японией в 1945 г. было сформировано 5 русско-монгольских дивизий, около 16 тыс. мужчин МНР вошли в конно-механизированную группу Забайкальского фронта, под командованием генерал-полковника Исса Плиева. Людские (военные) потери для этой страны были катастрофическими.

Всего Монголия поставила в СССР 500 тыс. тонн мяса и 64 тыс. тонн шерсти.

Советский Союз не забыл эту помощь и помогал Монголии после того, как война была закончена – строил дороги в степи и заводы, принимал студентов в ВУЗы и даже в космос отправил одного из монголов — Жугдэрдэмиди́йна Гуррагча́. МНР даже прозвали «шестнадцатой республикой». Отдаляться страны начали друг от друга только в конце 1980-х.

Выплата долгов по ленд-лизу

Уважение начинается с отдачи долгов.

Жаль отдавать их придется детям!

Когда война закончилась, США потребовали у стран, которые получали от них помощь:

  • вернуть технику, которая уцелела;
  • погасить долги за гражданские поставки, которые были в наличии у стран-получателей на 2 сентября 1945 г.

Погашение долга Советским Союзом

Чтобы определить сумму долга в 1948 г. две страны провели переговоры. Американцы заранее рассчитали сумму выставляемой задолженности — 2,6 млрд. долларов (по факту затраты США составили 10 млрд. 800 млн. $.), но для переговоров ее снизили еще в 2 раза. СССР на требование Штатов ответил, что готов оплатить только 170 млн. долларов.

За технику, которая была уничтожена во время войны, возмещения не требовалось, поэтому Советский Союз решил списать всю военную технику, которую получил по ленд-лизу. Хотя есть мнения, что «выжившая» техника все-таки была возвращена.

На следующих переговорах 1949 г. СССР согласился на 200 млн. долларов, но с рассрочкой на 50 лет. США пытались вернуть уже хотя бы 1 млрд. долларов (за 30 лет), но и эти переговоры не принесли ожидаемого.

27 апреля 1951 г. в письме послу СССР в США А.С. Панюшкину госсекретарь США Дин Ачесон просил уплатить только за те предметы «гражданского характера», которые остались в СССР на момент завершения, т.е. США уже были согласны на 800 млн. долларов. Но СССР обозначил последнюю цифру в 300 миллионов $, и, в результате, американцы сдались, согласившись на нее.

Договор на погашение этих денег был заключен только в 1972 г., в нем страна советов обязалась выплатить 722 млн. долларов с процентами (к 2001 г.) и уже к июлю 1973 г. было внесено 48 млн. $.

Однако возмутившись Поправкой Джексона-Вэника (дискриминация в торговле), СССР платить перестал.

Летом 1990 г. стороны вновь вернулись к непогашенному долгу. Оговоренная сумма, обещанная СССР на этот раз была равна 674 млн.$, а годом полной оплаты назван 2030-й.

После того, как советская страна распалась, 8 республик, в т.ч. РСФСР подписали Договор о правопреемстве внешнего долга СССР (4 декабря 1991 г.) и зафиксировали доли долга, в т.ч. за ленд-лиз. Доля РСФСР составила 61,34%.

Узбекистан Туркменистан, Молдова, Азербайджан и страны Прибалтики договор не подписали. Однако 2 апреля 1993 г. это перестало быть проблемой — РФ приняла на себя ответственность по всем долгам СССР, подписав с бывшими республиками договора об отказе на их долю в активах СССР (собственность вооружённых сил, собственность за рубежом, золотовалютные резервы и т.д.).

Долг по ленд-лизу Российская Федерация погасила в августе 2006 г. Сумма оплаты составила 6,5% от стоимости полученных СССР поставок (без индексирования по инфляции).

Погашение долга другими странами

Великобритания

Долг перед США (в долларах США) Долг перед Канадой (в долларах США)
сумма долга погашено сумма долга погашено
4,33 млрд. 83,25 млн. 1,19 млрд. 22,7 млн.

Последний платеж производился 29 декабря 2006 г.

Франция

Соглашение Блюма-Бирнса от 28 мая 1946 г. урегулировало ситуацию с долгом. Франция обязалась предоставить США торговые уступки взамен его уплаты и повысила квоты на показ американских фильмов в своей стране.

Китай

Тайвань должен был США 187 млн. долларов, но с 1979 г. США признали правительство КНР, в т.ч. как носителя долга. Однако в 1989 г. они потребовали, чтобы его погасил Тайвань. Достоверных сведений о судьбе китайской задолженности по ленд-лизу нет.

Иран

По договору от декабря 1945 г. Тегеран должен был начать погашение 8,5 млн. $ с 1946 г. При этом Иран и США сразу же заключили договор о приобретение шахом (по бросовой цене) объектов США, размещенных в Иране.

Обратный ленд-лиз

Всё в мире — это обмен. Даже когда

ты получил что-то просто так,

все равно ты за это заплатишь.

Саша Грей

С 1942 г. между США, Англией, Францией, а также Австралией и Новой Зеландией действовало дополнительное соглашение, по которому эти страны снабжали армию США, оказывали услуги и предоставляли ей свои базы.

Вынужденной мерой со стороны СССР была передача технологии производства порохов для «Катюш» (систем залпового огня). С ее помощью американцы быстро обеспечили свою армию этим оружием.

В целом Америка получила сырье, которое оценивается в 20% от ее помощи по ленд-лизу. Только один Советский Союз передал ей 300 тыс. тонн хромовой и 32 тыс. тонн марганцевой руды (без них броня танков напрочь теряла мощь), а также тонны золота, платину, древесину, пушнину, красную рыбу и черную икру.

Согласно договору, платить по ленд-лизу нужно было только после войны, поэтому все вышеназванные поставки из СССР осуществлялись не в уплату ленд-лиза, а по программе обратного ленд-лиза.

В «обратный» ленд-лиз был включен также бесплатный ремонт судов США и другие услуги на «русской земле». Общая сумма обратного ленд-лиза неизвестна, предположительно она составила 2,2 млн. $.

Зачем США помогали союзникам

Когда у соседа горит дом, нужно помочь

его тушить, иначе загорится и ваш.

Рузвельт

Это самая наболевшая тема, вызывающая критику и бурное обсуждение, как со стороны сторонников ленд-лиза, так и его противников.

Что давала программа помощи странам, почему они так охотно подписывали договора на американские поставки? Сейчас сложно судить о ситуации, которая складывалась в те годы, но очевидно, что ленд-лиз был выгоден всем странам, которые «с ним связались».

Американское правительство понимало, что они оказывают практически безвозмездную помощь, что сумма, затраченная на поставки превысит возвращенную в разы, но тем не менее приняло Закон о ленд лизе.

Все дело в том, что в Штатах было перепроизводство товаров – это кризисный момент с не востребованностью и катастрофическим падением цен на них. Американский ВВП в разы превышал этот показатель в ведущих странах Европы, и того же СССР. Говоря грубо – США не куда было девать товар, а производственные мощности позволяли в короткий срок оказать помощь и, отчасти повлиять на ход войны.

Однако последствия этой помощи были не всегда предсказуемы. Так, ленд-лиз и поддержка Англии битве за Атлантику, стали причинами того, что 11 декабря 1941 г. Гитлер объявил войну США.

Немаловажен для Штатов был и «ответный» ленд-лиз. Военные базы США были размещены в стратегически значимых районах, а со стороны СССР они получили доступ к технологии производства порохов для СЗО.

Каждая страна, принявшая американскую помощь, связала себя обязательством взаимной помощи Штатам. Благодаря этим договорам, Америка после войны получила привилегии в международной торговле.

Слабые места ленд-лиза

Разум — подлец, оправдает что угодно!

Ф.М. Достоевский

Не лучшие стороны американских поставок:

Недостатки ленд-лиза Причины
Заказы со стороны Советского Союза выполнялись не полностью, особенно до 1943 г. Негативное отношение к СССР повлияло на то, что американцам пришлось «дожидаться» коренного перелома в войне, когда стало ясно, за кем победа;

Проблемы с транспортировкой

Многая техника, поставляемая в СССР, не смотря на ее новизну, была уже морально устаревшей Военное производство США было более отсталым по сравнению с европейским и советским
Проблемы доставки СССР и США не были соседями; флот СССР смог самостоятельно перевезти только 19,4% всей помощи

Значение ленд лиза для СССР

Главное в этой войне – машины. США за месяц

производят 8-10 тысяч самолетов, в Англии

и СССР – 3-3,5 тысячи. Т.е. США — страна машин.

И эти машины ленд-лиза, помогают нам победить.

И.Сталин (Тегеранская конференция 1943 г.)

Машины Ленд-лиза

Ситуация в стране Советов была очень сложной, поэтому здесь так ждали, когда откроется второй фронт. Но если ведущие державы тянули с его открытием, то предложение о помощи со стороны США поступило буквально с первых месяцев нападения фашистов.

Ленд-лиз для СССР был очень кстати – страна не была полностью готова к началу войны: не хватало техники и оружия, а перестройка промышленности на военный лад и вывоз предприятий требовали времени.

Так, из-за блокады или оккупации верфей судостроение СССР было практически сведено к нулю, а ленд-лиз обеспечил флот новыми судами. Из этих, полутора тысяч судов военными были примерно 80% (уцелевшие – были возвращены).

Однако, в 1943 г., когда начались массовые поставки, промышленность СССР уже могла производить необходимую технику, оружие и т.п. На этом многие строят домыслы, что американская помощь была уже не нужна, но при этом забывают, что ее запасы были исчерпаны, а продовольствия катастрофически не хватало. Поэтому именно с этого времени и изменяется ориентация в советских заказах – СССР предпочитает получать сырье, металлы и продукты питания вместо готовой военной техники.

Отношение солдат к поставкам было двояким. Они все принимали помощь, но одни ругали жилистую тушенку и картонные подошвы присланных ботинок, другие нахваливали консервы и рыжие кожанные ботинки, которым «сносу не было». Одинаково положительным было только отношение к танкам и оружию.

Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза

История рождается тогда,

когда несовершенства памяти

наслаиваются на нехватку документов.

Джулиан Барнс

Роль ленд-лиза до сих пор бурно обсуждается и яростно критикуется. Возможно все дело в том, что в Советском Союзе значимость поставок и размер помощи приуменьшались, а за границей, напротив, преувеличивались.

Мнение И.В. Сталина

В сентябре 1941 г. И.В. Сталин в телеграмме У. Черчиллю просил помощи не только с открытием 2-го фронта, но и в передаче СССР 30 тыс. тонн алюминия и ежемесячной поставке 500 танков и 400 самолетов. Он подчеркивал, что без этого Советский Союз либо потерпит поражение, либо полностью ослабнет.

В ноябре этого же года в письме Рузвельту он благодарил за предоставление беспроцентного кредита на миллиард $.

На Тегеранской конференции в 1943 г. Иосиф Виссарионович подчеркнул, что без американских военных машин Объединённые Нации и Советский Союз не смогли бы выиграть в этой войне.

На период проведения Тегеранской конференции выпал День рождения Черчилля. Вечером 30 ноября, на приеме, посвященном этому событию, Сталин и произнес свой знаменитый тост про то, что без машин США войну мы бы не выиграли. Сегодня он вызывает большой резонанс. И неспроста.

Тосту вождя предшествовал его безмолвный конфликт с английским генералом Бруком, который заявил, что англичане больше других сделали для победы и более других пострадали. В ответ Сталин встал и подчеркнуто заявил, что США, а не Англия – страна машин, без которых в войне не выиграть. И что машины ленд-лиза помогают выиграть войну. Помогают, а не благодаря им…

В зарубежных стенограммах тост вождя записан по-разному, русскоязычной – не сохранилось. Поэтому сейчас тост вождя и трактуют, кто как захочет.

На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. И.В.Сталин высказал, что ленд-лиз — это лучшее достижение Рузвельта, и что он жизненно необходим для создания антигитлеровской коалиции. Позже, в послании Трумэну от 11 июня 1945 г. он написал, что соглашение о лэнд-лизе содействовало успешному завершению войны.

Мнение Г.К. Жукова, А.И. Микояна и Н.С. Хрущева

Маршал Жуков не раз высказывал свое мнение о ленд-лизе. Особо часто вспоминают доноесение Председателя КГБ В.Е. Семичастного в ЦК КПСС № 1447-с от 27 мая 1963 г. В нем, под грифом «совершенно секретно» он изложил Н.С. Хрущеву слова Г.К. Жукова о том, что американцы выручили СССР с машинами, взрывчаткой, порохом, сталью, и возмущение маршала о том, что эта помощь забыта.

Эта докладная записка часто приводится, как пример восторга американской помощью со стороны маршала СССР. Однако кому и когда он в этом признавался – не указано. Есть также сведения о том, чо на приеме у Л.И. Брежнева Г.К. Жуков отрицал эти слова, но ему ответили, что он должен не только не вести, но и не допускать подобных разговоров.

В мемуарах Жукова можно встретить уже не столь лестные отзывы о ленд-лизе. Было ли это сделано умышленно, для поддержания идеологической линии советского человека, или действительно это было так – сейчас мы уже не узнаем.

Нарком внешней торговли А.И. Микоян с 1942 г. руководил приёмом поставок по ленд-лизу. Он высоко ценил его роль в победе советской стороны и считал, что без этой помощи война бы тянулась еще год-полтора.

Фразы наркома, как и фразы Жукова, часто фигурируют в исторических текстах, но те, кто отрицает факт подобных высказываний, оперируют тем, что на их момент публикации А.И. Микояна уже не было в живых, а переводчик Бережков, с которым нарком «делился» своими мыслями о ленд-лизе, эмигрировал в США.

Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Н.С. Хрущёв, хотя и не «баловал» Сталина теплыми словами, но все же в своих мемуарах написал о том, как Иосиф Виссарионович признался ему и неоднократно отмечал, что без ленд-лизовской помощи со стороны Америки война была бы проиграна. Н.С. Хрущёв в 1956 г. раскрыл и осудил культ личности И.В. Сталина, но, тем не менее, писал о том, что по вопросу ленд-лиза полностью согласен с товарищем Сталиным.

Ленд лиз для Гитлера

Неверность прощают, но не забывают.

Жильбер Лафайет

Ленд-лиз для Германии

Покопавшись в документах, становится ясно, что США, активно поддерживая СССР, не теряли контакты с Германией. Во всяком случае, экономические. Конечно, они не строили для Гитлера заводов и не присылали ленд-лизовские «посылки», но были в Штатах промышленные корпорации, которые «помогали» Берлину.

Так, Джон Рокфеллер, точнее его корпорация «Стандарт Ойл», продала немецким нацистам бензин и смазочные материалы на 20 млн.$. Филиал компании в Венесуэле каждый месяц отправлял в Германию по 13 тыс. тонн сырой нефти. «Черное золото» формально предназначалось для «нейтрального» Мадрида. В начале 1944 г. через Испанию проходило каждый месяц по 48 тыс. тонн нефти.

Кроме этого немцы получали синтетический каучук, вольфрам (около 1100 тонн) и комплектующие для автомобилей от Генри Форда (старшего).

Стоит учитывать, что помощь в Германию большей частью шла не безвозмездная, и исходила она не от государства или от Рузвельта, а от частных компаний, руководители которых были либо друзьями Гитлера, либо его поддерживали.

Американские миллионеры помогали фюреру наращивать военный потенциал и перед войной. Например, Форд передал ему 65 тысяч грузовиков и тысячи «отремонтировал». Ремонтировал немецкие авто и филиал «Дженерал моторс». Он же

в 1943 г. разработал и начал производить моторы для реактивного истребителя люфтваффе (Messerschmitt-262).

Американский ленд-лиз для Гитлера:

Название концерна/ компании/корпорации Вложения до войны Поддержка во время войны
Standard Oil of New Jersey (ныне Exxon) 120 млн.$ Продала ГСМ на 20 млн.$. Ежемесячно поставляла от 13 до 50 тонн сырой нефти.
General Motors 35 млн.$ Ремонт авто
ITT 30 млн.$ Помогала в доведении до совершенства управляемых авиабомб.
Ford 17,5 млн.$ Ремонт и комплектующие для авто, синтетический каучук, 1100 тонн вольфрама
SKF неизвестны Продавал нацистам подшипники (через Южную Америку), игнорируя нужды американских ВВС.
Prat & Whitney неизвестны Передал лицензию на двигатель BMW «Хорнет» (им оснащались транспортники Ju-52/3)

Правительство США не поощряло подобной помощи и даже приняло «Trading with the enemy act» — закон, карающий за сотрудничество с Германией, но по факту «наказания» не проводились.

Точные объемы всех поставок остаются даже сегодня коммерческой тайной, но факт остается фактом – они имели место даже после объявления Германией войны США.

Оценки ленд-лиза в печати

Газета «Правда» от 1 марта 1944 г. № 52 (9509) опуликовала статью «Заявление Кроули об американских поставках Советскому Союзу», которая стала восприниматься как официальный отчет по ленд-лизу.

И главной в статье была цифра объема продовольственных поставок от всех запасов США, озвученная Председателем Управления по руководству экономической деятельностью в иностранных государствах Кроули. Эта цифра – 3,5% — стала приговором. Никто больше не стремился собрать в кучу документы и посчитать.

Эстафету «Правды» подхватил Н. Вознесенский (председатель Госплана). В 1948 г. вышла его книга «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», где он писал о том, что поставки союзников составили всего 4% по отношению к советскому производству. Эти 4% также не были просчитаны и ни опирались ни на какие документы, однако запомнились, и часто фигурировали в трудах советских историков.

В то же время в мемуарах немецкого военнокомандывания (например, генерал-майора танковых войск вермахта Ф. Меллентина) четко констатируется факт потери преимущества в воздухе и неисчерпаемости резервов противника с 1943 г., после активизации англо-американской помощи советской стороне.

В 1970-х никто не говорил о ленд-лизе в принципе. В конце 1980-х о нем появились «новые» материалы в «Московских новостях» В.Яковлева и «Огоньке» В.Коротича. Но стоит учитывать, что это было время диссидентов, поэтому целью статей в журналах было не раскрыть правду, а опорочить Победу в войне и социалистическую систему в целом.

В «лихие 90-е» в Journal of the Slavic Military Studies вышла статья Б.В. Соколова, где кандидат исторических наук подчеркнул, что без ленд-лиза война была бы проиграна. Этот вывод пришел к нему после подсчета выпускаемого промышленностью СССР и объемами зарубежных поставок. Критике статья подверглась только в 2020-х.

Суть критики выводов Б.В. Соколова заключается в следующем:

  • Вопрос с танками. Их остро нехватало осенью 1941 г. В этот – в период эвакуации многих заводов. Однако до конца 1941 года в нашу страну прибыли всего 466 ленд-лизовских танков (в основном – легких). Повлияли ли они на обстановку, если учесть, что первые 20 из них прибыли на фронт не ранее ноября 1941 года?

 

Само собой, Советский Союз мог отказаться от помощи в 1943 г., но из-за нехватки сырья и еды, война могла принять еще более затяжной характер. При этом люди, которые говорят, что мы все равно бы победили, только на полгода позже, вряд ли представляют, что такое даже один день войны. Для них время и люди – только цифры, статистика. Ну подумаешь, погибло бы еще процентов 10 населения, а может быть 20? А сколько от голода? Но это же не важно – победил бы все равно СССР!

Победа действительно была достигнута кровью и отвагой людей (это же цитировал и американский историк Р. Шервуд), а не благодаря ленд-лизу, но если он помог остаться в живых пусть даже горстке людей, это уже много.

Источники и литература

  • «Lend — Lease Shipments. World War II» (Полный отчет военного департамента США о военных поставках по ленд-лизу (на 31 декабря 1946г.))/ Office, Chief of Finance, War Department. — War Department, 1947. – 614 с.
  • 257 723 498 пуговиц поставлено по ленд-лизу // Новая газета. — 2017. — № 47—48 (2624—2625) от 05.05.2017.
  • Барятинский М. Танки ленд-лиза в бою. — М.: Эксмо, 2009.
  • Бережной С. С. Корабли и суда ленд-лиза. Справочник. — СПб., 1994
  • Бутенина Н. В. Ленд-лиз. Сделка века. — М.: Издательство Высшей Школы Экономики, 2004. — 312 с.
  • Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны. Т. 2. Документы и материалы 1 января — 31 декабря 1944. — М: ОГИЗ, Госполитиздат, 1946
  • Гаков В.. Зелёная цена Победы // Деньги : журнал. — 2002. — № 6 (23).
  • Джонс Роберт. «Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй Мировой войне.1941 — 1945»/ Пер. с англ. А.Л. Андреева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2015. — 350 с.
  • Донесение № 1447-с от 27 мая 1963 года председателя КГБ В. Семичастного — Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно» // Зенькович Н.Я. Маршалы и генсеки. — М., 1997. – 312 с.
  • Заостровцев Г. А. Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. — Архангельск, 1991.
  • Кащеев Л. Б., Реминский В. А. Автомобили ленд-лиза. — Харьков, 1998.
  • Комаров М. П. Ленд-лиз для Военно-морского флота СССР. — СПб.: Морское наследие, 2014. — 364 с.
  • Котельников В. Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Русские витязи, 2015. — 368 с.
  • Куманёв Георгий Александрович. Говорят сталинские наркомы. — Смоленск : Русич, 2005. — 632 с.
  • Ленд-лиз // Русский орфографический словарь: около 180 000 слов/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004. — 960 с.
  • Меллентин Ф., Бронированный кулак вермахта- Смоленск: «Русич», 1999.- 528 с.
  • Паперно А. Л. Ленд-лиз. Тихий океан.. — М., 1998.
  • Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и Премьер-Министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 2 — х томах — М.: Госполитиздат, 1958.
  • Письмо государственного секретаря США Д. Ачесона послу СССР в США А.С. панюшкину по вопросу об урегулировании расчетов по ленд-лизу от 27 апреля 1951 г.// АВП РФ. Ф. 192. Оп. 18б. П. 177. Д. 1. Л. 125—131.
  • Поздеева Л. В.. Англия и закон о ленд-лизе // журнал «Новая и новейшая история», № 4, 1961.
  • Поставки Союзников по Лендлизу и другим путям во время Второй Мировой Войны. — М.: Воениздат, 1956.
  • «Распад СССР и международно-правовой статус Российской Федерации», Гавло Ю. Н., Известия АГУ, 2000, № 2 (16)
  • Рыжков Н. И. Великая Отечественная. Ленд-лиз. — М.: Экономическая газета, 2012. — 440 с.
  • Соглашение между Правительствами Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии // Красная звезда : газета. — 1942. — 13 июня (№ 137 (5201)).
  • Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединённых Штатов Америки о торговле (Заключено в г. Вашингтоне 18.10.1972) // Сборник торговых договоров и соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству СССР с иностранными государствами (на 1 января 1977 года). — М.: Экономика, 1977
  • Стеттиниус Эдвард. Ленд-лиз − оружие победы // Загадки ленд-лиза. — М.: Вече, 2000. — 400 с.
  • Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941—1945 гг.. — М.: Андреевский флаг, 1997. — 364 с.
  • Таланов. В. Бронетехника ленд-лиза. Бронеколлекция 3/09. Приложение к журналу «Моделист-конструктор». – ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор»», 2009. – 36 с.
Комментировать
похожие записи из этого раздела
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Adblock
detector