СОДЕРЖАНИЕ
0
35 просмотров
02 марта 2025

Масленица, или Масленая неделя – ежегодный народный праздник славян, в христианстве называемый Сырная седмица. Длительность праздника — 7 дней. Он является как бы границей между зимой и весной, таким своеобразным маркером. Считается, что за это время люди провожают зиму и встречают весну.

Масленица – это единственный языческий праздник, признанный в православной церковью. Христиане отмечают его ежегодно, но в разные даты — они зависят от дня Пасхи (Светлого Христова Воскресения). Время проведения Масленицы – 8-я неделя перед Пасхой.

Любопытно. Практически до конца 17 века масленичные гуляния продолжались 14 дней, то есть не одну, а целых две недели. Патриарх же сократил это время ровно вполовину.

Традиции и обряды масленицы

Обряды Масленицы связаны с магией, очищением, вступлением в Новый год, переходом от зимы к весне. В них улавливались ритуалы, которые должны были увеличить плодородие почвы, обеспечить хороший урожай.

Во время празднования проводятся народные гуляния, пекутся блины, лепешки, сырники, лепятся вареники, люди ходят в гости друг к другу, устраивают застолья, катаются на санях, наряжаются ярко, по-народному, сжигают чучело.

Чучело издревле ассоциировалось со славянской богиней зимы, ночи, болезней и смерти – Мареной (Мореной), поэтому выглядела оно как злобная дама в старом многослойном тряпье. Со временем чучело в женской одежде стали называть Масленицей, в мужской – Масленком.

В первый день Масленицы его встречали, задабривали, но в последний день чучелу предстояло погибнуть – его сжигали, разрывали на части, или хоронили.

Гибель ритуальной куклы считалась символом уничтожения прошлогоднего, иссякшего плодородия, толчок к пробуждению нового и молодого.

На карандаш. Самым большим чучелом считается сделанное в Вологде в 2012 году. Его высота составила 16 м 31 см.

Во многих регионах было принято мастерить сразу два чучела: большое – для сжигания и малое (Дочь Масленицы) – в виде оберега. Ее функцией была защита дома, и привлечение в него удачи. Поэтому нарядную миниатюру давали поиграть детям, а затем устанавливали на видном месте – в Красном углу (рядом с Крупенечкой, Успешницей и Берегиней). Год оберег холили и лелеяли, а затем сжигали вместе с большой ритуальной куклой или пускали по воде. Вместе с ним уходили беды, накопившиеся в семье за год. Оберег считался хорошим подарком во время свадьбы.

На Масленицу чествовалось образование новых, молодых пар. На это были направлены и смотры молодожёнов, известные, как «столбы», и шуточные преследования молодых людей, не состоящих в браке, и обряд «целовник» — прилюдные поцелуи женатых пар после спуска с горы. Молодежь на празднике задействовалась максимально активно.

Для крестьян был важен культ предков. Они считали, что ушедшие предки могут помочь увеличить плодородность почвы. Поэтому в гулянье вплелись элементы тризны, такие как скачки верхом на лошадях, кулачные бои и обильные трапезы с блинами.

В Масляную неделю блины, обильно обмазанные маслом, становились основной едой. Из ритуального блюда они превращались в символ Солнца.

Считалось, чем больше в доме будет блинов, тем год будет богаче, чем пышнее блины – тем лучше урожай, чем больше красивых блинов – тем больше солнечных дней будет в посевном сезоне.

На блинах нередко гадали:

  • Если первый блин легко испекся и удался, то девушка, которая его печет скоро выйдет замуж, если он при этом ровный и красивый – брак будет счастливым.
  • Если блин пристает к сковородке в ее центре – муж будет верен, а вот если пристает по краям – к измене.

Первый испеченный блин клали на порог дома – место, где издревле хоронили предков, как угощение для них, позже первый блин размещали на окно, либо отдавали нищим, просящим милостыню или монашкам.

Были и особые традиции – для детей:

  • Детей до 10 лет снабжали блином и кочергой и отправляли на огород. Ребенок скакал по огороду на кочерге с криками «Прощай зима, здравствуй лето!»
  • В субботу перед Масленицей дети бегали по деревне со старыми лаптями и спрашивали всех, кто шел с покупками, везут ли они масленицу. Если ответ был отрицательным, детвора набрасывалась и лупила лаптями.

Вслед за Масленицей в христианстве начинался Великий пост. Длился он 40 дней. Строгие ограничения поста в отношении продуктов – нельзя ни мясное, ни молочное – были тяжелым испытанием для людей. Поэтому масленичный период подготовки к нему в христианстве назывался Заговеньем.

Происхождение названия

Название «Масленица» традиционно связывают с маслом, которое неделю просто «рекой текло». Для язычников масло было символом природной энергии и достатка. А для христиан – символом того, что можно кушать. Ведь мясо во время Масленицы уже не кушали. Поэтому церковь именовала праздник Масленицей, Сырницей и Мясопустом.

Второй версией происхождения названия считается почитание усопших предков и поминание их в этот период, как бы «умасливание».

Народ дразнил праздник «Объедуха» — из-за возможности наесться досыта, «Озорница» — из-за нескончаемого веселья и «Поползуха» — и-за ежегодного смещения дат ее проведения.

Называли Масленую неделю и «Веселой», и «Обжорной», и «Блинной». А из-за того, что она а в большинстве случаев захватывала 1 марта – день Авдотьи Весновки, то и сам праздник инередко называли Авдотьей.

Белорусы величали праздник «Комоедицей». На это было две причины. Первое – в четь того самого блина, который, всегда комом. Второе – из-за поклонения Кому — богу-медведю, которому, по поверью и доставался первый испеченный блин. Третье — на Белой Руси во время гуляний готовили блюдо из гороха в виде шариков, которое тоже звали «комами».

История масленицы и ее обрядов

Еще до принятия христианства был праздник, славивший весеннее равноденствие, или начало Нового года (до 1492 года). Отмечался он обычно 22-24 марта. Русичи верили, что бог Солнца Ярило в начале зимы умирал, а весной, в период равноденствия – воскресал, т.е. во время масленицы свет побеждал тьму, а жизнь – смерть.

С распространением христианства был введен Великий Пост, поэтому празднование Масленицы сместили на более ранние сроки. Пост накладывал множество ограничений, и хорошенько отъесться накануне было правильным решением.

Великий пост

Перед революцией ученые стали искать истоки праздника и пришли к неожиданному выводу: Масленица – это аналог языческого праздника в честь бога Велеса (Власия). Этот бог был покровителем скота и скотоводов. Он отвечал не только скот, но и за землю, леса, а главное – достаток в доме и богатство. На праздник Велесу приносилось в жертву масло, о чем говорят фразы, прошедшие через века – «у Власия «и борода в масле»», на Власа бери ковшом масло» и т.д.

В советское время не стали изобретать «велосипед» — версия о том, что Масленица связывает две поры года ученым вполне подошла. Считалось, что в этот период люди изгоняют богиню мрака и смерти – зиму, и встречают богиню пробуждения природы – весну.

Подготовка к масленице

Готовились к празднику заранее – с Пестрой недели, т.е. за неделю до самой Масленицы. Место праздника обустраивалось – сооружались снежные горы, устанавливались качели, шатры балаганов.

Двухдневный период до гуляний, начиная с субботы, назывался «малой Масленкой».

Хозяйки начинали печь блины, которых было просто не счесть. Первый блин – всегда был за упокой, поэтому накануне праздника устраивалась первая в году Родительская суббота – день, когда поминали ушедших родителей. Блины носили на могилы и оставляли там. За ужином приглашали ушедшую родню на трапезу и после нее со стола не убирали, а посуду не мыли — считалось, что души ушедших придут откушать за их стол.

И главное – приготовленные блины резать ножом было нельзя, их было принято было кушать только руками.

Воскресенье Пестрой недели называлось «мясным». В этот день ходили в гости, приглашали к себе, «ели мясо до 12 раз», а тесть приглашал зятя «доедать барана» — еще бы! — ведь с этого дня до Пасхи мясо больше не ели.

С течением времени традиции «малой Масленки» угасали, и все ее заботы стали заботами Понедельника Сырной седмицы.

Названия дней масленичной недели

Неделю празднования делят на два периода:

Первые три дня недели – Узкая Масленица – время, когда люди еще выполняли все дела по хозяйству;

Последние четыре дня – Широкая Масленица – период, когда прекращались все работы и люди всецело отдавались гуляниям.

Каждый день Масленицы имел свое название, а каждая забава в этот день – свой смысл.

1 День — «Встреча»

Утро понедельника начиналось с того, что невестку отправляли из дома свекра к ее родным, а вечером свекры шли к сватам в гости. Во время застолья родня, как правило, обсуждала планы на предстоящую неделю.

В этот день мастерили чучело Масленицы, которое нужно было посадить на кол и повозить по улицам на санях. Это означало его встречу, «умасливание».

Малыши могли делать свои мини-чучела, катать их на саночках, а в конце недели бросать их в огонь, где горело большое чучело.

В некоторых местах в понедельник на корову одевали лапти, и водили ее по селу, иногда всю неделю.

Актуально было проведение белорусского обряда «Похороны Деда» (белорусы включили его в перечень нематериального историко-культурного наследия). Сегодня обряд выглядел бы странно: в доме ставили гроб, из соломы делали чучело деда, женщины его оплакивали, после этого гроб выносили из дома, закапывали в снег, или сжигали.

2 День — «Заигрыши» или «Сватанья»

Вторник был хорош для сватовства. Молодые люди весь день заигрывали друг с другом, катались с горки, ели блины, женихи присматривали невест. В этот день можно было, не стесняясь, выражать свои чувства и заключать договора о предстоящем браке.

Катание с горок означало перемещение из одного время и пространства в другое, из холодной зимы – в теплое плодородное лето. Те, кто катался в паре, перед спуском с горы должны были поклониться народу, поцеловаться, съехать с горы и снова поцеловаться. Остановить поцелуй после спуска предстояло зрителям.

Считалось, что проехать с горки нужно было обязательно, причем как можно дальше – тогда и урожай хлеба будет хорошим, и лен вырастет высоким. Поцелуи же выражали любовь, которая должна была растопить лед и вырвать природу из зимней спячки.

3 День — «Лакомка» или «Скромная Середа»

В среду зятья ходили к тещам на блины. Теща обязательно пекла их сама и тем самым показывала, как относится к зятю. У каждой женщины был свой фирменный рецепт блинов.

Ожидая зятьев, они шутили: «Хорошо когда блин хрустит, а зять говорит», «Зять во двор – блины на стол», «Как зять на порог – так стены в масле».

Блины

Зятья же в благодарность должны были сказать теще как можно больше ласковых и хвалебных слов.

Во деревнях сельчане в этот день сообща (в складчину) варили пиво.

4 День — «Разгуляй»

Четверг называли по-разному: Переломом, Власом, Колодкой; Масленой Колядой или Колядухой; Крывым, Тлустным, Масленым или Широким четвергом.

С него начиналось настоящее веселье. В чести были потехи, катания на лошадях, соревнования и состязания в ловкости и силе, кулачные бои, прыжки через костер, песни. Медведи, бродячие артисты и скоморохи на ярмарках потешали народ.

Но кульминацией дня считалось взятие снежной крепости. Крепость строили заранее – из снега вылепливали ворота и стены, на которые водружали фигурки животных. Иногда строение напоминало целый город.

Суть игры была в том, чтобы защитники городка обороняли его, а нападающие – разрушили. Оружием в бою были снежки, а «городничий» следил за честностью боя, объявлял начало схватки и победителей в конце.

Взятие снежного городка означало победу весны над зимой.

Кулачные бои были развлечением особым, их приходили посмотреть даже цари. Поединки были как одиночные, так и групповые – «стенка на стенку». Дрались без оружия, цепляться за одежду противника, прятать камни в рукавицы, бить по затылку и ниже пояса запрещалось, лежачих также не били. Нарушителей строго наказывали, победителей одаривали угощениями или деньгами. Судили бои самые крепкие мужчины, способные в случае чего разнять бойцов, которые уж слишком разошлись.

Катания на санях превратились в современную традицию кататься на машине после свадьбы по памятным местам. Только в те времена украшались не машины, а лошади и сани – лентами и бубенцами, колокольчиками и цветами из бумаги. Сани застилались меховыми шкурами и вышитыми наволочками. Целый день, под грохот копыт и звон бубенцов, звуки гармоники и смех молодежи, запряженные лошади катали желающих по улицам городов и сел.

В некоторых местах по селу возили на больших санках коня из соломы или живую козу с платком на голове. Причем на эти же сани водружали стол с выпивкой, чествуя каждого встречного.

В других местах в этот день ходили колядовать. Люди рядились зверями, цыганами и нищими, а затем толпами ходили от дома к дому и развлекали хозяев. Песни, бубны и балалайки непрерывно сопровождали шествие, придавая ему особую атмосферу. Колядующих называли ряжеными, и, как правило, щедро угощали вином и припасами. Этот обряд был символом хаоса в момент смены времен года.

Белорусы посвящали день Власу во имя благополучия скота, и, считая масленичные дни прощеными, просили друг у друга прощение всю неделю, до самого воскресенья.

5 День — «Тещины вечерки»

В пятницу теща совершала ответный визит к зятю. Причем приходила она не одна, а со своей родней или подругами. Зять должен был обязательно угодить гостям, показав всю свою гостеприимность.

Блины в этот день готовила дочь тещи, а вот пригласить в гости «вторую маму» зять должен был сам. С утра в пятницу он отправлял к ней празднично одетых зватых – приглашателей. И чем больше было зватых, тем лучшим считался зять.

Но и у тещи, кроме почетной роли, в этот день были обязанности – вечером в четверг она должна была передать в дом зятя кадку для замеса теста, черпак, муку и масло. Т.е. сделать все, чтобы блины удались.

6 День — «Золовкины посиделки»

Субботние женские посиделки были достаточно сложны. Девушка, которая недавно стала женой, должна была пригласить к себе в гости золовку – сестру мужа — вместе с другой родней мужа женского пола.

Компанию комплектовали по такому принципу: если золовка не замужем, девушка звала еще и своих незамужних подруг, если замужем, то замужних родственниц. Кроме угощений молодая хозяйка делала золовкам подарки.

Мужчин на девичьи посиделки не пускали, потому что они, как правило, сопровождались гаданиями. Цель гаданий – узнать, появится ли в этом году жених и сколько детей будет в заключенном или предстоящем браке.

7 День — «Проводы»

Последний, воскресный день имел много названий — Масница, Целовальник, Запусты масленые. Но чаще всего его называли Прощеное воскресенье.

В этот день люди просили прощения друг у друга, ходили на кладбище, поминали усопших, и у них тоже просили прощения.

Кроме того, в воскресенье ходили в баню, а оставшуюся в конце недели еду сжигали, столовую утварь и посуду вымывали.

Обязательным считался обряд «Проводы», во время которого чучело Масленицы катали на санях, затем поджигали, а пепел развеивали над полями.

Чучело

Перед тем как сжечь ритуальную куклу любой желающий мог отомстить ей, выплеснуть на нее ярость и негативные эмоции, в крайнем случае -обругать.

Иногда чучело заменяли пучками соломы, принесенными из домов и сложенными в кучу. Тогда обряд считался «Сожжением соломенного мужика».

Любое уничтожение чучела сулило хороший урожай, при этом, чем выше летели искры, тем лучше должен был быть урожай.

Отказываясь от всего старого, вместе с чучелом в огонь бросали старую одежду, соломенные колпаки ряженых, надетое на жердь деревянное колесо, объедки хлеба и блинов. Чтобы жить богаче, через костер должна была пройти монета: ее бросали в огонь, а потом искали на пепелище и хранили как талисман.

Поджечь куклу и все собранное по деревне старье надлежало главе города или деревни. Он брал в руки факел и торжественно проводил церемонию.

Огонь для славян был целительной стихией, посредником между людьми и богами. Считалось, что если его «кормить» — приносить жертву, он очищает от зла. Поэтому так актуально было попрыгать через угасающий костер. Это сулило богатырское здоровье и всяческие блага. Если молодые люди прыгали в паре, то они непременно должны были держаться за руки. Крепко сцепленные руки были лучшим свидетельством того, что пара сможет пройти вместе через любые испытания и происки судьбы.

Когда угли кострища догорали, пепел развеивался по полям. Предки верили, что именно это действо обеспечит им хороший урожай.

Что можно делать на Масленицу, а что нельзя

Считалось, что на Масленицу нужно ходить в гости и принимать гостей, веселиться, печь много блинов, вдоволь кушать, поминать предков, прощать обиды и просить прощения, свататься и влюбляться.

Гости на Масленицу считались благом. Чем их больше, тем больше хороших перемен предстояло получить в жизни, а приход молодоженов вообще сулил полный достаток.

Приходя в гости, нужно было обязательно приносить гостинцы. Это не обязательно должны были быть дорогие дары, достаточно было прихватить с собой пару-тройку блинов.

Сидеть дома и грустить на этой неделе строго возбранялось. Также было недопустимо: злословить, ругаться и критиковать других; жадничать и накапливать обиды; кушать мясо и работать (с четверга).

Тужилки по Масленице

Отгуляв неделю, народ брала скорбь по ушедшей зиме, по мясу, блинам, маслу и хмельным напиткам. Поэтому в отдельных регионах закрепилась традиция отмечать «поминки» или «тужилки» по Масленым гуляньям.

Начиналось это с «полоскания рта» водкой, бани и «очистительных» кулачных боев. Считалось, что во время боев из человека «вытрясаются съеденные за неделю блины».

Обязательными были девичьи посиделки. Они могли длиться 2-3 дня — с песнями, играми и плясками.

В «Даровую» или «Феодорову» субботу переходили на постные блины, в воскресенье устраивали обряд «козьей масленицы» — цветными лентами и венком украшали козла и водили его по улицам.

Современные проводы зимы

Революция 1917 г. изменила многое в жизни людей, включая праздничные традиции. На смену «разгульной», пришла «красная» Масленица — началась пропаганда культурных развлечений. Но советская Масленка оказалась не востребованной, поэтому уже в 1920 г. такой праздник вовсе перестает значиться в календаре.

В 1960 г. предпринимается еще одна попытка реабилитировать праздник. Так появляются ежегодные «Проводы зимы». Конечно, в этой попытке вернуть народу праздник ни малейшего намека на его истоки — язычество или христианство не было. За то был митинг, доклад администрации, концерт.

Если мероприятие проходило с размахом, значит, приглашались скоморохи из местных ДК, былинные богатыри, Снегурочка и весенние месяцы. Интерактивность тоже присутствовала – в танцах, спортивных соревнованиях, катании на коньках. Массово шла торговля, в том числе блинами.

Сожжение чучела присутствовало всегда, как финальный аккорд, свидетельствовавший, что праздник завершен.

Пришедшие на праздник, помимо покупок дефицитов и блинов, становились созерцателями, а не участниками мероприятия. Но устаревшее название «Масленица» с годами начинало всплывать все чаще. Самой распространённой поговоркой на Проводах зимы стала поговорка про кота, которому «не всегда Масленица», а пожеланием – «Кататься как сыр в масле».

В 21 веке Масленица не несет уже того глубокого смысла, что был в древности. Опасные битвы на кулаках заменили сражениями подушками и даже гусиными боями. Да и другие опасные трюки трансформировались в менее травматичные.

Гулянье проводится, как правило, единожды — в Прощеное воскресенье и носит скорее развлекательный характер. Но все равно это яркое празднование с шумным весельем, блинами и сжиганием чучела. И, как и раньше, оно наполняет жизнь радостью.

Что подарить на масленицу

Подарки на Сырной неделе очень важны. Сам праздник обязывает раскрепоститься и выразить свои чувства друг другу – любви, симпатии, уважения, дружбы. Даже самым нерешительным хватит времени набраться храбрости для признаний — ведь дарить подарки можно все семь дней.

Подарки на Масленицу не обязательно должны быть дорогими, но обязательно должны быть душевными.

Родственникам и друзьям можно подарить:

  • деревянные ложки или миски, глиняные кружки и горшки;
  • сковородку-блинницу или масленку;
  • мини-бочонки для меда или баночки для специй;
  • полотенца или скатерти;
  • ароматические свечи или мыло ручной работы.

Детей и девушек порадуют:

  • сладости, домашняя выпечка, леденцы на палочке;
  • мед и сортовой чай с натуральными добавками;
  • шоколадные и пряничные фигурки;
  • подарочный зефир или мармелад.

Бабушки придут в восторг от:

  • шали или расписного платка;
  • брошей и гребней;
  • наборов для рукоделия или поваренных книг;
  • декоративных подушек или шкатулок.

Дедушкам понравятся:

  • вязаные носки и шарфы;
  • органайзеры для хранения мелочей;
  • чехол для очков или хороший ремень;
  • набор вкусняшек к пиву;
  • бутылочка любимого алкоголя.

Милым сувениром для коллег может стать оберег – сделанная из соломы или ниток кукла-мотанка, которая будет хранить их от всех бед.

Но самым актуальным подарком будут блины. Ажурные, с начинками, в красивых подарочных коробочках — эти домашние солнышки станут беспроигрышным вариантом подарка.

Какие художники изображали масленицу

Сегодня все яркие и интересные события фиксирует фото- или видеокамера, раньше такой опции не было. Поэтому если бы не художники, которые мастерски фиксировали определенные моменты, то, вероятно, мы бы не узнали о многих традициях нашего народа.

Больше всех любил Масленицу художник Борис Кустодиев. Он обожал все, что было связано с ней – блины, гуляния, обряды. Да и родился он в Широкий четверг, так что здесь все понятно. На своих полотнах, в этюдах и эскизах он оставил множество моментов, отражающих самобытность праздника. Над названием он долго не думал, поэтому каждую новую работу на эту тему называл только одним словом «Масленица».

Такое же лаконичное название носят холсты Леонида Соломаткина (1878 г.), Федота Сычкова (1914 г.), Петра Грузинского (1889 г.) и Рудольфа Френца (1903 г.).

Картины других авторов отражают фрагменты масленичных забав — «Взятие снежного городка» Василия Сурикова (1891 г.), «Катание на Масленицу» Алексея Степанова (1910 г.), «Весельчаки на Масленице» Франса Хальса (1616−1617 гг.).

Есть работы, которые показывают сущность праздника, через его обрядовость — «Масленичный Петрушка» Сергея Судейкина (1910 г.), «Битва Масленицы и Поста» Питера Брейгеля Старшего (1559 г.)

Что приготовить на масленицу кроме блинов

О важности накрытых столов в Масляную неделю говорят многие пословицы, например: «Хоть в ломбард все заложи, но Масленицу проводи». И это не потому, что наесться надо побольше, а потому, что изобилие и хлебосольство в этот период определяло достаток в семье на весь следующий год.

Блины пеклись из любой муки – пшеничной, овсяной, гречневой и т.д., тонкими и толстыми, большими и маленькими.

Подавались они как с маслом, так и со всевозможными начинками: рыбой и икрой, сыром и сметаной, вареньем и медом, грибами и паштетами, творогом и капустой, сгущенкой и сиропом.

Но ведь не блинами едиными славилось славянское гостеприимство.

На стол во время Сырной седмицы можно подать:

  • любую рыбу – в виде салатов и супов, заливных и кулебяк;
  • вкусности из творога – кексы и сырники, ватрушки и пудинги;
  • яйца на любой вкус – отварные и жареные, фаршированные и рубленые, в салатах и омлетах;
  • сыры – от нарезки и салатных заправок до запеканок и обжарок в кляре;
  • блюда из овощей, ягод и фруктов – нарезные, запеченные, тушенные, в виде начинок.

Хороши в этот период будут пироги и пирожки с начинками, лепешки и вареники, сырные смаженки с квасом и киселем.

Празднуют ли масленицу в других странах

Путешественники 16 века, проезжая по землям Московии, рассказывали о чудесах «сырной» или «масляной» недели. Иностранцы приходили в шок от того, как много хмельных напитков и еды употреблялось в это время, и как при этом люди были щедры, гостеприимны и приветливы друг с другом.

Увы, отмечали они и огромную преступность, грабежи и убийства, совершенные в алкогольном угаре. Пост, по их мнению, был благом, а точнее, периодом очищения от грехов.

Аналоги Масленицы в других странах есть. И, самые близкие к ней по духу это:

  • Марди Гра – во Франции — день перед Пепельной средой или «жирный вторник»;
  • Фашинг, Фастнахт, Фасснет или Карневаль — в Германии – шествие в костюмах ведьм с поеданием домашних колбас, блинов, пирогов и пончиков;
  • Апокрия – в Греции и на Кипре – бурный праздник, с карнавальным шествием, уличными гирляндами и мясными блюдами;
  • Покаянный вторник или Блинный день – в Англии — женский забег с горячими сковородами и блинами;
  • Масленичный пятидневный фестиваль — в Рио.

Гости страны сравнивали нашу Масленицу с европейскими карнавалами. И не только по массовому веселью. Слово «карнавал» происходит от латинской фразы, которая переводится как «прощай мясо». К тому же карнавалы по срокам проведения практически совпадали с нашей Масляной неделей.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O