Жировичи — небольшой агрогородок Гродненской области Слонимского района с населением в 2,5 тысячи человек. Живописная и щедрая долина реки Щара дарила людям и животным большое обилие еды, отсюда, вероятнее всего, и пошло название населенного пункта. Хотя в прошлом его именовали Жировицами.
История Жирович
В 15 веке, будучи еще деревушкой, Жировичи принадлежали подскарбию (казначею) ВКЛ Александру Солтану, позже — его потомкам, а затем они еще не раз продавалась и покупалась.
В середине 17 века населенный пункт превратился в крупный торговый центр. В 1644 г. сюда приехал Король Польский Владислав IV Ваза. Икона настолько впечатлила его, что монарх подарил поселению статус города. Через 8 лет после этого город, несмотря на малочисленность, обрел магдебургское право.
После 3-го раздела Речи Посполитой, в 1795 г., Жировичи стали частью Российской империи, а после заключения Рижского мирного договора в 1921 г. — частью Польской Республики, с осени 1939 года он стал частью БССР, а с 1940 г. — центром сельского совета.
У Жирович есть свой герб, на котором священнослужитель проводит исповедь мирского человека (последний стоит на коленях, отложив меч в сторону). Утвержден герб 24 июля 2014 г. Указом Президента РБ.
В относительно небольшом поселении жило достаточно много евреев, больше тысячи из них (ок. 1200) было убито немецко-фашистскими захватчиками и коллаборационистами в первый год Великой Отечественной войны.
Три братские могилы возле Жирович хранят прах погибших евреев, партизанских семей и партизан. Точное количество жертв войны не известно.
Известность населенному пункту принес Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь — святая жемчужина Беларуси.
Жировичский монастырь
Мужской монастырь в Жировичах – это «город в городе». Он строился не один год, перестраивался, восстанавливался после пожара и реставрировался. А началось все с удивительной, почти нереальной истории.
20 мая 1470 года в Жировичах произошло чудо — на дикой груше, словно в огне, появился чудотворный образ — икона Божией Матери. Ее увидели два мальчика-пастуха и отнесли своему пану Александру Солтану. Он спрятал ее в шкатулку, но спустя время она исчезла из тайника и снова появилась на груше. Это было расценено как знак свыше.
Сразу же на этом месте литовский пан построил деревянный храм, причем алтарь разместил прямо над корнями груши, из-под которых при появлении иконы забил родник.
Монастырь дважды менял «конфессию» — изначально православный, в 1613 г. с «легкой руки» Ивана Мелешко (берестейского каштеляна) он перешел к ордену базилиан (стал униатским), но с 14 июля 1839 года, благодаря епископу Иосифу (Семашко), при царской поддержке Николая I, монастырь снова вернулся к православию.
Пожар в 1520 г. не остановил верующих – на месте деревянного храма был возведен каменный. Назван он был Успенским, в честь Успения Божией Матери. Поэтому точкой отсчета в «работе» монастыря принято называть 16 век.
Но икону после пожара больше никто не видел. Однако дети, гуляя после школы, увидели на огромном камне Богоматерь в руках которой была утерянная икона. А когда к камню по зову детей сбежалась вся округа, Девы Марии уже не было, на камне осталась лишь горящая свеча и утерянная икона.
На месте, где икона была обретена во второй раз, построили церковь Рождества Божией Матери. Поскольку она была из дерева, то позже, в 1672 году на ее месте выстроили Явленскую церковь (уже из камня). В ее алтаре находится валун, на котором восседала Дева Мария.
Во 2-й половине 17 века монастырская обитель в Жировичах стала одной из самых богатых среди белорусских и литовских храмов. Истории об уникальном месте облетели соседние города и страны, в Жировичи стали стекаться паломники. К концу 19 века они исчислялись десятками тысяч.
Чтобы увидеть икону в Жировичский монастырь приезжало пять королей, что удивительно, католиков – Владислав IV Ваза (1632-1648), Ян II Казимир Ваза (1648-1668), Ян III Собеский (1674-1696), Август II Сильный (1709-1733) Станислав II Август Понятовский (1764-1795).
В 18 веке при монастыре появилась редкая по тем временам школа для крестьянских детей. В нее принимали всех, кто хотел учиться, независимо от вероисповедания.
Богослужения в монастыре не прекращались даже во время Второй мировой войны, несмотря на немецкую оккупацию региона. Однако семинария при нем с начала 1960-х гг. почти 30 лет не принимала абитуриентов.
Факт. Во время немецко-фашистских бомбежек на территорию монастыря не попал ни один вражеский снаряд – либо не долетали, либо перелетали.
В 1992 г. монастырь получил статус ставропигиального. Это самый высокий статус у монастырей. Он означает, что монастырь не зависит от местной епархии, подчиняется только патриарху. Крест в таких обителях водружает лично патриарх.
Архитектурный ансамбль монастыря
Жировичский монастырь – не отдельно стоящее здание, это целый комплекс построек. Ансамбль 17-18 вв. с нерегулярной планировкой и объемной композицией включает четыре постройки:
- Свято-Успенский собор (с пристроенной к нему Свято-Никольской церковью);
- Явленскую церковь (Богоявленскую или Рождества Божией Матери);
- Крестовоздвиженскую церковь (храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня);
- Георгиевский храм (Георгия Победоносца).
Прилегающие сооружения, среди которых выделяют звонницу, духовную семинарию, жилые и хозяйственные постройки, а также трапезную тоже являются частью монастырского архитектурного комплекса.
Жировичский монастырь вобрал в себя черты многих эпох – от ВКЛ до СССР и современной Беларуси. В его архитектуре сплелись черты чувственного барокко, строгого классицизма и вычурного рококо.
Свято-Успенский собор – центр архитектурной композиции, высотой порядка 40 метров. Построен он на месте сгоревшего храма в период с 1613 по 1650 гг., изначально — в стиле барокко. Но в 1-й половине 19 века его реконструировали — башни были разобраны, декор и форма купола изменены, появились колонны, пилястры и треугольные фронтоны, т.е. черты классицизма и византийской архитектуры. Иконостас 18 века и барочное убранство внутри сооружения сохранились доселе.
Свято-Никольская церковь – каменная обитель, пристроенная к Свято-Успенскому собору. Вход у них общий. Именно здесь, начиная с 4 ноября и на протяжении всей зимы, хранится чудотворная икона Божьей Матери с младенцем.
Явленская церковь с двухскатной крышей и ярко оформленным главным фасадом имеет в основании прямоугольник. Освящена она в честь Рождества Богоматери в 1672 году. С этого времени многое изменилось — храм был полностью перестроен в 1796 году, но освещается он, как и раньше, только одними свечами.
Крестовоздвиженская церковь — домината ансамбля. Она была построена в 1796 г. в честь обряда паломничества в Иерусалим. Этот каменный, небольшой по площади храм-кальвария (имитирует голгофу — путь Христа на казнь), с живописной панорамой на стене. Он наполовину занят лестницей в 28 ступенек.
Церковь Георгия Победоносца – деревянный храм с фигурным куполом в стиле барокко возведен в начале 18 века на «Юрьевской (Юрьевой) горке» — посреди монастырского кладбища. Построен он в память об умерших от чумы жителях и монахах Жирович. В живых на всю округу остался лишь один человек — иеромонах Николай (Окуневич). Ему пришлось похоронить свыше 600 человек.
Колокольня 1828 года повторяет очертания Свято-Успенского собора и находится с ним на одной оси. Объект оформлен в стиле позднего классицизма. В двухъярусную композицию включены: часовня с колоннами и купольная звонница.
15 мая 2020 года обитель справила свое 500-летие. В честь этого события на территории был установлен памятник мученику Серафиму Жировичскому, осужденному за миссионерство и погибшему после Второй мировой войны в лагерном заключении, а звонница обители пополнилась новыми колоколами. Теперь их двенадцать, включая привезенный в 2022 г. самый крупный колокол Беларуси (его вес — 14 тонн).
Святыни монастыря
ИСТОЧНИКИ
В Жировичах целых три святых источника. Кроме того родника, что находится под алтарем Успенского собора, есть еще два – рядом с ним. Они находятся в тени высоких деревьев, на примерно равном от монастыря расстоянии (в 2 км), но один именуют «ближним», другой – «дальним» или «старым».
Интересно. Температура воды в обоих источниках, доступных паломникам, такая же, как в знаменитой Голубой кринице — +4-+5°С.
Хотите побывать на голубой кринице и набрать святой воды прямо из источника? Тогда звоните +375443720432. Все мессенджеры доступны.
В эти источники можно окунуться, или набрать из них воды, чтобы увезти с собой. При этом для женщин и мужчин обустроены разные (отдельные) купели. С собой нужно только захватить нательную рубашку для окунания (в том числе и мужчинам) и полотенце.
По поверью, вода источников обладает силой исцелять от болезней и страданий не только тело, но и душу.
Во времена Советского Союза источник под алтарем в Успенском соборе хотели уничтожить. Его плотно засыпали землей, но вода все равно пробилась на поверхность. Спускаться к нему разрешается только монахам.
ЖИРОВИЧСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
До 19 века в Успенском соборе хранился выдающийся манускрипт — Жировичское Евангелие (Священное Писание). Образец сохранился полностью.
Книга включает 404 листа. Написана она от руки Уставом, содержит инициалы, заставки и иллюстрации в виде миниатюр в широких золоченых рамках. Для написания использовались коричневые чернила и киноварь, а также красивая и прочная (вероятно, минеральная) голубая краска.
Канцлер ВКЛ Лев Сапега собственноручно сделал на двух ее страницах запись о даровании жировичских земель святой обители. После этого артефакт стали именовать «Евангелием Сапеги».
Увы, место создания, а также имена заказчика, исполнителя и первого обладателя Жировичского Евангелия неизвестны. По одной из версий оно создано в середине 16 века. Но неизвестно когда и при каких обстоятельствах оно оказалось в Жировичах. Печально, но оригинальный переплет книги также не сохранился.
В 1845 г. Евангелие, вместе с монастырским архивом переправили в Вильно. Там оно находится и по сей день — в Литовской библиотеке Академии наук имени Врублевских.
ЖИРОВИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона уникальна — лик Богородицы, склоненной над маленьким Иисусом, никто не писал и не вырезал — они появились сами по себе на овальном кусочке горной породы – красно-зеленой яшмы, которая на территории Беларуси вообще не встречается.
Это чудотворная нерукотворная икона очень маленькая, как ладошка ребенка, всего 5,6 на 4,4 см, но пред ней ежедневно совершается молебен. Поклонившись иконе, паломники просят у нее утешения, помощи при невзгодах и здоровья. Рассказы о чудесах исцеления за 500 лет уже не поддаются счету.
Чтобы защитить икону от света и истирания еще в 1638 г. ее закрыли кусочком стекла. Появившиеся со временем трещинки реставрировали воском.
Икона Жировичской Божией матери считается одной из самых значимых православных икон во всем мире. При этом она почитаема не только православными. Католики считают ее своей и почитают как Богородицу-Живительницу (Мадонну дель Пасколло).
Все дело в том, что по благословению папы Римского Бенедикта XIII 8 сентября 1730 года икону короновали двумя золотыми коронами (на средства княгини Анны Радзивилл). Церемония проходила в Жировичах в присутствии 38 тыс. человек. После этого католический мир перестал считать ее православной.
Во время Второй Мировой войны в монастыре был размещен склад фашистских боеприпасов. Охране не давала покоя женщина, которая появлялась по ночам с требованием покинуть храм. Думая, что это партизанка немцы устроили обыск. Увидев икону Богоматери, они узнали женщину, приходившую по ночам. В срочном порядке они покинули монастырь, не тронув икону. И больше в него не возвращались.
Покидала монастырь икона лишь однажды – в годы Первой Мировой войны, вернулась назад она тайно, в банке с вареньем. Именно так привез ее в Жировичи из Московской области в 1922 г. архимандрит Тихон Шарапов.
ЛЕСТНИЦА В КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ЦЕРКОВИ
Эта лестница – точная копия «лестницы Пилата», или Святой лестницы в папской капелле на Латеранском холме (в Риме), по которой Иисус поднимался на суд римского прокуратора. Паломники поднимаются по ней через все 28 ступеней стоя на коленях.
При возведении лестницы в каждую ступеньку поместили позолоченные мощевики [специальные футляры] с мощами святых: Николая Чудотворца, Луки Войно-Ясенецкого и Игнатия Брянчанинова, Оптинских старцев, Ефросинии Полоцкой и Матроны Московской, и т.д. Сейчас эти мощи хранит крест-Мощевик (в Успенском соборе).
Жизнь в монастыре
Жировичский монастырь по сей день пользуется натуральным хозяйством, кормит и поит сам себя. Продукции у него так много, что часть даже продается. И это не удивительно.
Площадь, которую занимает монастырь, свыше 70 гектар. Есть здесь и своя ферма, и своя пасека, поля зерновых и овощных культур, плодово-ягодный сад и озера для разведения рыбы.
Чтобы справиться с таким огромным хозяйством нужно порядка двухсот человек, поэтому работают здесь не только монахи, прихожане-добровольцы и учащиеся, но и наемные работники.
Земли монастыря называют Старыми Жировичами или «Эдемским садом», потому что все животные живут здесь свободно, не боясь человека, как в раю, где жили Адам и Ева. Огромные вольеры позволяют им свободно перемещаться, не причинять вреда людям, но позволить им увидеть, как прекрасен мир, созданный Творцом.
Жизнь монахов в Жировичском монастыре формировалась веками. Сегодня их 36 человек, включая епископа, 4-х архимандритов, 3-х игуменов, 6-х иеромонахов и 2-х иеродьяконов.
В их кельях скромно, из мебели только стол, кровать и книжная полка. Кроме настоятеля и наместника в них никого не пускают. Из личных вещей у монахов только одежда и духовная литература.
Причины поехать в Жировичи
Посещение монастыря в Жировичах рекомендовано не только верующим. Здесь каждый человек обретает покой, находит ответы на волнующие вопросы и силы, чтобы принять важное решение.
Люди говорят, что икона Божьей Матери из Жирович исцеляет от всех болезней, включая наркоманию, алкоголизм, слепоту, бесплодие и онкологию, возвращает украденное, помогает в горе.
Сама атмосфера монастыря, где нет гнетущей роскоши — даже купола на церквях не золотые, а голубые, как небо — помогает найти гармонию, разрешить внутренние конфликты с самим собой, успокоиться.
Каждый камень здесь намолен и наполнен спокойствием.
Здесь можно переночевать, есть Дом паломника для женщин (0,5 км от монастыря) и гостевые комнаты для мужчин в самом монастыре.
Источники и литература
- Указ Президента Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 373 «Об учреждении гербов административно-территориальных и территориальных единиц Витебской и Гродненской областей».
- Архітэктура Беларусі: Энцыкл. давед. / Беларус. Энцыкл.; Рэдкал.: А. А. Воінаў і інш. — Мінск: БелЭн, 1993. — 620 с.
- Бубнов П. В. История изучения прошлого Свято-Успенского Жировичского монастыря // ΧΡΟΝΟΣ. Церковно-исторический альманах. — 2018. — № 6.
- Довгялло Д. И. К истории православной западнорусской церкви. ― Вильно, 1908.
- Дорогами православной Беларуси / сост. С. Р. Бегиян. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. — 272 с.
- История Жировичского Свято-Успенского монастыря по письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников / Сост. игумения Гавриила (Глухова). — М.: ПСТГУ, 2006. — 168 с.
- Кулагін А. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыкл. даведн. / Маст. I.I. Бокі. — Мінск: БелЭн, 2001. — 328 с.
- Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. ― М., 2011.
- Покровский Ф.В.. Археологическая карта Гродненской губернии. — Вильна: Типография А.Г.Сыркина, 1895.
- Прот. Георгий Соколов, С. Ф. Евтушик, Ю. А. Пискун. Жировицкая икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XIX : «Ефесянам послание — Зверев». — 752 с.
- Чантурия В. А., Элентух И. Б. Памятники зодчества Белоруссии. ― Мн., 1969.
- Шматаў В. Ф. Жыро́віцкае Ева́нгелле // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 6: Дадаізм — Застава (белор.) / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн.: БелЭн, 1998.