СОДЕРЖАНИЕ
0
136 просмотров
22 апреля 2020

Ромул (753-716 гг. до н. э.) – первый римский царь, магистрат и, собственно, основатель Рима. Его жизнь, начиная от рождения и до самой смерти, окутана приданьями. Его правление считается легендарным (не подтвержденным научно). Лучше других о нем и его брате-близнеце Реме рассказывают Плутарх, Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский.

Волчица кормит ромула и рема - памятник

Волчица кормит ромула и рема — памятник

Рождение и основание города на Тибре

По римским легендам, предки основателя Рима Ромула и его брата-близнеца Рема происходили из Трои. Когда греки, захватив Трою, расправлялись с ее жителями, некоторым из троянцев удалось бежать. Одним из них был Эней. Он был не простым человеком — матерью его была богиня любви и красоты Венера. После долгих странствий по морю корабли Энея и его товарищей–троянцев пристали к берегу у устья реки Тибр, где и поселились.

Прошло много лет и потомки Энея Ромул и Рем основали город на Тибре. По легенде, их матерью была жрица-весталка, а отцом — грозный бог войны Марс. Но вождь племени латинян, к которому принадлежали пришельцы из Трои, испугался, что подросшие Ромул и Рем могут отобрать у него власть. Мальчиков приказали бросить в реку. Но корзину с ними нашла волчица. Она вскормила их, а затем младенцев нашел пастух, и они выросли в его семье.

Пастух находит Ромула и Рема в логове волчицы

В рассказе Плутарха кроме волчицы во вскармливании малюток принимал участие еще и дятел, о котором современники почему-то забывают упомянуть.

Ромул и Рем расправились с вождем латинян и решили основать город возле того места, где их нашла волчица.

Для любознательных. Тройной астероид в Солнечной системе назван Сильвией – в честь матери легендарных близнецов, а его спутники носят имена ее мальчиков — Ромула и Рема.

Братья поссорились из–за того, кто же будет царем в новом городе. В драке Ромул убил Рема, и стал первым правителем основанного города.

Битва Ромула и Рема

В ходе выяснения отношений между братьями погиб их воспитатель – пастух Фаустул. Чьей рукой он был убит и почему — древние историки умалчивают.

По имени Ромула город получил название Рим (по–латински –– «Рома»). Дата основания Рима (21 апреля 753 г. до н.э.) была предложена римскими историками в I в. до н.э. На самом деле никто не знает, как и в каком году был основан Рим.

Реформаторская деятельность Ромула

После похорон Рема, Народным собранием было решено, что первым царем Рима станет Ромул. Его везде сопровождали 12 ликторов (так называли служащих, приближенных и /охранников).

Первыми законами было предоставление гражданских прав всем прибывающим в его город, включая преступников, беглых рабов и других «джентльменов удачи». Он это делал для того, чтобы хоть как-то заселить полупустой город.

Ромул был мудрым царем и хитрым военачальником, известно, что он:

  • Придумал системы: а) патроната — покровительства, вгоняющего бедных граждан в зависимость от влиятельных; б) легионов – вооруженных отрядов, состоящих из 3000 пехотинцев и 300 всадников, основной целью которых была защита города-государства.
  • Разделил народ на знатных — патрициев (жрецы, судьи, управляющие городом) и простолюдинов – плебеев (земледельцы, животноводы и ремесленники). Рабы были бесправной прислугой.
  • Создал органы власти во главе с царем. Править помогал сенат — 100 граждан Рима, обладающих наибольшим авторитетом. Члены сената назывались отцами. Выбор царя, вопросы мира и войны решали народные собрания.

Сенат древнего Рима

Внимание!

Сенат – во времена царского периода означал совет старейшин, а во времена республиканского Рима – коллективный орган, который осуществлял руководство государством.

Сенатор – член сената, имеющий знаки достоинства в виде золотого перстня, туники с широкой каймой, черных башмаков и украшений из серебра или слоновой кости.

Дань богам

Ромул учредил комиссию авгуров – жрецов-птицегадателей, предсказывающих будущее по полету и поведению птиц (авгурат был пожизненным). Сам же царь стал первым авгуром, а его литуус — жезл для расчерчивания неба стал ценнейшим артефактом, найденным в пепле после нашествия галлов в 390 г. до н.э.

Нашествие галлов на древний Рим - рисунок

По словам Цицерона. Авгуры не могли без улыбки смотреть друг на друга при совершении гаданий, так как сами не верили в них. Отсюда появилось выражение – «улыбка авгура», характеризующее обманщика.

Другой коллегией, созданной Ромулом стали «Авральские братья» или «братья-пахари» — пожизненные жрецы в количестве 12 человек. Их отличали от прочих жрецов белые повязки на голове и венки из злаков (колосков). Ежегодно в мае (по 3 дня к ряду) они молились об урожае и процветании жителей Рима (обряд песни и пляски назывался Sacrificium Deae Diae в честь богини земледелия Деа Диа или покровительницы римской земли Опс).

В состав первых «авральских братьев» по легенде вошли сыновья нашедшего Ромула и Рема пастуха Фаустула и его жены-блудницы Акки Ларенции. Их было 12. Но после того, как один из них погиб, его место занял Ромул, возглавив созданную коллегию.

Начиная с Октавиана Августа, главой коллегии «братьев» был магистр – правитель, избираемый на 1 год. Магистры избирались из патрициев. Они вели запись всех актов коллегии (акты за 58 и 59 гг. найдены во время раскопок в 1866 г.)

Ромул считается первым магистратом Рима. Таким образом, уже при нем были созданы 3 элемента, ставшие основой республики: народное собрание, сенат и магистратура.

Похищение сабинянок

Ромул понимал, что для процветания государства ему необходимо укрепить отношения с соседними племенами, а для этого заключить браки между мужчинами Рима (коих было подавляющее большинство) и женщинами – представительницами этих племен. Но это оказалось не так просто. Все посольства, которые отправлял Ромул, возвращались ни с чем. Соседи попросту считали римлян «нищим сбродом» и отказывались от предлагаемых союзов.

Пояснение

Первые жители Рима были действительно не из элиты – преступники, бежавшие от наказания, должники, скрывающиеся от «кредиторов», беглые рабы и т.д. Само собой, это были мужчины, не имевшие семей.

Тогда Ромул хитростью заманил соседей в город – устроил праздник в честь бога морей Кокса (древнее имя Нептуна). Во время проведения конных состязаний царь снял с плеч пурпурный плащ, подав тем самым знак легионерам. По его сигналу они похитили сабинянок.

Похищение сабинянок

Интересно. Красивейшей из девушек сказали, что ее ведут «к Талассию» (так звали одного похитителя). После того, как выяснилось, что браки римлян и сабинянок благополучны, в Риме появился бог свадьбы – Талласий (аналог греческого Гименея).

Уговоры сабинян вернуть им дочерей не увенчались успехом, Ромул лишь предложил разгневанным мужчинам переселиться в Рим.

Первыми выразили возмущение жители города Ценина (расположен к северо-востоку от Рима в Лации). Но Ромул победил в поединке с их предводителем Акроном, возложив после этого на Капитолии дары Юпитеру Феретрию.

Тогда разъяренные сабиняне, томимые мечтой разрушить Рим, отправились в военный поход во главе с Титом Тацием (за оружие взялись мужчины Антемны, Крустумерии, Фидены, Вейи и т.д.). Они обманом проникли на Капитолий.

Легенда о женской коварности

По дороге к Риму предводитель войска, Тит Таций, уговорил Тарпейю – дочь начальника охраны Капитолия, провести его людей на Капитолий и ночью открыть ворота. За это он сулил ей любой подарок.

Девушка выполнила просьбу и потребовала в дар то, что у сабинян было на левой руке. Она имела в виду золотые запястья, браслеты и кольца.

Таций призвал воинов не скупиться ничем из того, что на этой руке. Он первый швырнул в нее запястье, а следом щит, который тоже крепился на левой руке. В итоге воины завалили Тарпию золотом и щитами. Под их тяжестью она погибла.

Позже скалу, с которой сбрасывали преступников (юго-западная часть Капитолия) назвали в честь предательницы – Тарпейской.

В сражении пал командующий римским войском – Гостилий, после чего римляне обратились в бегство. Но Ромул, дает обет посвятить храм Юпитеру Статору — «остановителю», и его войско прекращает бегство.

Однако нового сражения не произошло – виновницы сего раздора бросились к воюющим, умоляя отцов не убивать их мужей, а мужей – отцов. Так был заключен мир.

По римско-сабинскому договору Ромул:

  • Принял сабинян в Рим, предоставив им равные с римлянами права, а своему народу дал имя «квириты», которое происходило от древней столицы сабинского народа — города Куры.
  • Для замужних женщин, ставших спасительницами, ввел особые условия жизни: они освобождались от всей домашней работы, кроме прядения шерстяных нитей, при них нельзя было сквернословить и их не привлекали к суду даже по подозрению в убийстве.
  • Царя сабинян — Тита Тация — сделал своим соправителем.

В результате договора, количество легионеров увеличилось до 6600, а сенаторов – до 200.

Всадников (новая должность) Ромул разделил на центурии:

  • рамнаев или рамнов (латинян);
  • таций (сабинян);
  • луцеров (этрусков).

В каждой из 3-х центурий было 10 курий, названных в честь похищенных у сабинян девушек.

К сведению

Центурия – имущественно-возрастная классификация римских граждан. На ее основе формировалось войско. Позже так называлось подразделение римского войска, состоящее из 100 легионеров. При Сервии Туллии они стали называться трибами.

Курия – объединение мужчин воинов. Позже так называлось место заседаний в сенате.

Легендарная гибель Ромула

Тит Таций стал править Римом наравне с Ромулом. Царь сабинян поселился на месте храма Юноны Монеты, а римлян — у лестницы, которая вела с Палатинского холма к Большому цирку.

Мирный договор между Титом Тацием и Ромулом

Легенда о кизиле

Место жительства Ромул выбрал не случайно. Будучи весьма неслабым мужчиной, он как-то раз, стоя на Авентине, метнул вниз копье, древко которого было сделано из кизила.

Копье пронзило землю настолько глубоко, что извлечь его оттуда никому не удалось. Древко же пустило корни, превратившись со временем в кизиловое дерево. Полить его было за честь любому человеку, но во времена Калигулы у него была случайно повреждена корневая система и дерево засохло.

Цари правили городом в полном согласии. Однако через 4 года с Титом Тацием произошло несчастье – его родственники расправились с послами из Лаврента. Он попросил Ромула простить его родню, за что и поплатился – по дороге в Лавиний лаврентцы напали на царей: Тит был убит, а Ромул с почестями доставлен домой.

Интересно. Ромул похоронил Тита на Авентине с царским размахом, однако он не только не объявил войну г. Лавренту, но и не попытался наказать убийц. Поэтому некоторые считают, что Ромул сам «заказал» соправителя.

После смерти Тита Ромул вернулся к единоличному правлению.

Он захватил этрусские города Камерию и Вейи (Плутарх утверждал, что в бою царем лично было повержено 7000 врагов), подчинил Альба-Лонгу. Завоеванные земли Ромул жаловал плебеям, что очень не нравилось знати (патрициям).

В один особенно ненастный день, сопровождавшийся солнечным затмением, Ромул проводил смотр войску на Марсовом поле у Козьего болота. Когда солнце снова освятило землю, выяснилось, что царь вдруг неожиданно исчез.

По Риму сразу же расползлись слухи, что на царя было совершено покушение в храме Вулкана. Предполагалось, что сенаторы убили, расчленили и вынесли его, пряча под одеждой фрагменты царской плоти.

Чтобы снять подозрения в убийстве неугодного более царя с сенаторов, знатный муж Юлий Прокул, клятвенно подтвердил на собрании, что встретил на Квиринальском холме Ромула в сияющих доспехах, окруженного искрящейся дымкой. Царь, преображенный, возносился к богам. Он сказал, что выполнил свою земную миссию и по воле бессмертных богов возвращается на небеса, и теперь будет покровительствовать Риму оттуда под новым именем Квирин (бог сабинов).

Странно, но жители Рима легко поверили рассказу Юлия и перестали досаждать патрициям неудобными вопросами, о том, куда пропал царь.

По завещанию Ромула римляне должны были воздерживаться от войн, воспитывать в себе доблесть и готовиться стать во главе всех народов.

Наследие Ромула

Последующие правители связали с именем Ромула ряд необычных обрядов:

  • В день свадьбы молодоженам традиционно выкрикивали «Талассий!», в память о похищенных у сабинян женщин.
  • В день луперкалий среди молодых мужчин проводился «обнаженный» забег вокруг Палатинского холма – парни нагишом состязались в скорости, как когда-то это делали Ромул и Рем, после того, как вернули трон деду Нумитру.
  • Во время поплифугий проводился всеобщий беговой марафон, как это происходило во время поисков исчезнувшего Ромула.

Образ Ромула очень активно использовал еще один потомок Энея — Гай Юлий Цезарь — 21 апреля (в день рождения города) он устроил игры в честь победы при Мунде, а свою статую установил в храме Квирина.

С именем Рема связывался только один праздник – лемурии (лемуралии). Это был праздник мертвых, первоначально именуемый ремурии. Отмечался 9, 11 и 13 мая. По поверью, в эти дни души умерших людей, превратившись в вампиров, бродят по миру. Эти невидимые глазу призраки назывались ларвы или лемуры.

Монета Ромул и Рем

Первый царь стал основоположником еще одной традиции римлян. После того как он разгромил войско царя г. Ценина, Акрона, Ромул шествовал по городу, облаченный в парадное одеяние со стволом дуба, закинутым на правое плечо. Его голову украшал лавровый венок. Дерево же стало «вешалкой» для доспехов врага. С тех пор триумфальная прогулка с трофеями в виде доспехов вражеского главнокомандующего стала особо почетной миссией. Отличия были лишь в деталях – Ромул шел по Риму пешком, а его последователи (их было всего двое) «восседали» на колеснице.

Анализ легенды о Ромуле и Реме

История Ромула и Рема изначально освещалась не только в трудах историков Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия, Страбона и Плутарха, но и в работах античных поэтов Овидия, Гнея и Квинта Невиев.

Историки мало расходятся в описании рождения и ранних лет братьев. Они расходятся лишь в незначительных деталях. Предположительно, что их источником служили записи Диокла.

Факт. В трагедии Еврипида «Ион» задействован до боли знакомый сюжет рождения ребенка смертной женщиной от бога. При этом о своем происхождении мальчик узнает, только став взрослым.

Интересной является версия рождения Ромула и Рема не от весталки и Марса и даже не от жены Энея, а от служанки. Промафион упоминает, что в момент, когда у царя Альба-Лонги, Тархетия, из очага показался «восставший фаллос» прорицатели велели его дочери соединиться с ним, но девушка решила для этой миссии направить прислужницу. Когда последняя родила небезызвестных мальчуганов, царь в ярости приказал избавиться от них. Далее идет классическая сцена со спасением близнецов и выкармливанием их волчьим молоком.

Практически все античные авторы склоняются к мысли, что мать Ромула и Рема умышленно сослалась на отцовство бога войны, так как, будучи весталкой, за такой проступок, как связь со смертным, ей грозила неминуемая гибель. А вот если ее «совратитель» бог, то и расправы можно было избежать. На самом деле писатели считают, что в этой истории имело место насилие над дочерью Нумитора одним из ее воздыхателей.

Кстати! «Аналогом» весталки Реи Сильвии является Элидская царевна Тиро, родившая близняшек Нелея и Пелия от Посейдона. Впоследствии, мальчики, брошенные на берегу реки, спасли ей жизнь.

Кормление молоком волчицы историки также подвергают сомнению, объясняя двоякость трактовки слова «lupa». Дело в том, что так называли в ранней Италии не только четвероногого серого хищника, но и путану. А жена пастуха, нашедшего корзину с детьми, Акка Ларенция, как раз этим и зарабатывала себе на жизнь.

Любопытно! Если с божественным происхождением близнецов смирились почти все авторы, то имя родившей их женщины практически у всех рознится. Тит Ливий пишет, что ее звали Реей Сильвией, Марк Варрон – Ромой, Овидий именует ее Илия.

Необычным является «спор» поэтов Квинта Горация Флакка и Публия Вергилия Марона. Гораций в своих «Эпизодах» пишет о том, что все беды и войны обрушиваются на Рим как расплата за совершенное Ромулом братоубийство. Но Вергилий в своем труде «Георгик», опровергает это, заявляя, что причина римских несчастий кроется глубже — в «пятне Лаомедонтовой Трои», при этом он ставит Ромула в один ряд с самыми влиятельными богами Рима.

В средние века образ Ромула и Рема использовался, чтобы подчеркнуть бесчинства и кровопролития в «дохристианской» истории. Ромул в средневековых трудах Орозия выступает сущим «кровопийцей». Изначально Орозий перепутал родного деда Ромула Нумитора с узурпатором Амулием, но его письмена можно перевести и не дословно. По его словам, Ромул окропил свое царствование кровью деда (в реальности — двоюродного, Амулия), стены (Рима — будущего города) – кровью единокровного брата, а святыню (храм) – кровью отца своей жены-сабинянки (Тита Тация, который погиб при этом совсем не в храме).

Гипотеза. Женой Ромула была Герсилия — прекраснейшая дева-сабинянка (по легенде — дочь царя Тита), похищенная римлянами. Она родила мужу мальчика Авилия и девочку Приму. После смерти супруга Герсилия превратилась в мерцающую на небесном склоне звезду.

Герсилия разнимает Ромула и Тита Тация

Блаженный Августин на братоубийстве построил целый трактат, донося о ложности язычества и поощрении им главных грехов – убийства и прелюбодеяния (имея в виду гибель Рема и насилие над сабинянками).

В эпоху Возрождения позиции церкви немного ослабли, и похищение женщин-сабинянок превратилось в сценарий для костюмированного праздника. Этим сюжетом в 15 веке невесты нередко декорировали свои свадебные сундуки (кассоне).

С 16 века эпизоды из жизни первого римского царя стали достоянием художников – Рубенса, Романо, Кортона, Содомы, Валькенборха и т.д. Антуан Удар де Ламотт и Август Лафонтен пишут романтические трагедии с одинаковым названием — «Ромул», в опере ставят постановки на эту же тему.

В 19-20 вв. популярность легендарных близнецов поддерживали художественные творения Оскара Ларсена, Пабло Пикассо и др., музыкальные обработки Генриха Берка, Эдгара Кронеса и т.д., а также сценарии фильмов Серджо Корбуччи, Марио Кастеллаччи, Маттео Ровере (современная картина).

Не смотря на мифичность образов Ромула и Рема, и историки античности, и поэты склонялись к мысли, что они были реальными людьми. Даже астролог Тарутий для своего друга Марка Теренция Варрона рассчитал дату их зачатия (декабрь 772 г. до н.э.) и рождения (сентябрь 771 г. до н.э.). Если это так, то получается, что Ромулу было 18 лет в момент избрания его царем.

Сомнения в реальности существования Ромула и Рема появились только с 17 века. Яков Перизоний, Луи де Бофорт, Бартольда Нибура и многие другие историки (с разбежкой в десятки лет) уверяют, что достоверно восстановить историю Рима возможно лишь с III в. до н.э. Более ранние периоды основаны на народных сказаниях, т.е. информация о них не надежна.

То, что Ромул – выдуманный персонаж подтверждает наличие подобных сюжетов и у других народов:

  • Многих «знаменитостей» древнегреческой античности также выкормили звери – кого олениха, кого медведица. В качестве «кормильцев» упоминаются козы, коровы, кобылы и даже неизвестные по сей день животные.
  • Война между братьями дублирует рассказы о греческих Прете и Акрисии и библейских — Каине и Авеле.
  • Появление в семье близнецов порождало страх, и таких младенцев часто оставляли в лесу или у реки. Лишь позже «двойняшки» стали символом плодородия.

Однако у медали есть и другая сторона. Есть мнения, что Ливий, Дионисий и Плутарх писали свои трактаты не с головы, а по древним документам, поэтому они могут считаться источниками по истории древнего Рима. К тому же в конце 20 века появились сведения о том, что слияние латин и сабинян действительно имело место в 8 в. до н.э. Но в то же время археологи доказали, что поселения людей на «семи холмах» началось не с Палатина.

В начале 21 века Ромул стал для историков мифическим, но в то же время «культурным» героем. История о царевне Тиро натолкнула их на мысль о греческом происхождении легенды. Но и здесь есть свои «но», например, волк является у италиков тотемным животным, покровителем переселенцев.

Сенсационная находка

Интересной находкой, представленной общественности на пресс-конференции 21 февраля 2020 г. стал подземный храм (вероятно, Вулкана) с алтарем и саркофагом. Он был обнаружен недалеко от Колизея, в зоне Комиция рядом с единственным сохранившимся ее фрагментом — черным мраморным квадратом (Lapis Niger).

Найденная гробница Ромула

Заметки:

  • Зона Комиция — место народных собраний на форуме.
  • Найденный саркофаг внешне весьма напоминает каменное, достаточно глубокое корыто, а алтарь представляет собой каменный блок в форме цилиндра.

По мнению итальянских археологов, этот почти полутораметровый (и, увы, пустой) саркофаг из туфы (характерный для того времени стройматериал), может принадлежать Ромулу.

Отличительной чертой гробницы является надпись на греческом языке, о том, что это место священно и неприкосновенно, так как в нем покоится святой и старейший царь – Ромул.

Все античные источники и найденный археологом 19 века Джокомо Бони в этом месте каменный гроб (в то время находке не придали значения), указывают, что могила Ромула (если она существует) действительно находится в этом месте.

Мнение. Странными в этой находке кажутся три вещи:

а) Ромул по легенде исчез или был расчленен, т.е. его не хоронили, так откуда взялся гроб?

б) Рим заселял кто угодно, но не греки, т.е. в ходу был латинский, этрусский и др. языки местных общин, а значит непонятно откуда могла взяться надпись на греческом?

в) Ромул жил в 8-м в до н.э., а гробницу датируют 6-м в. до н.э.

Последнее «но» натолкнуло итальянских ученых на мысль, что найденный саркофаг – если и не место для хранения останков Ромула, то значит – символ и место, где поминали первого царя Рима.

Увидеть мемориал ученые позволят предположительно в 2022 г.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Adblock
detector