Любимец народа Древнего рима — Сервий Туллий

Любимец народа Древнего рима — Сервий Туллий

Любимец народа Древнего рима — Сервий Туллий
СОДЕРЖАНИЕ
0
17 041 просмотров
22 апреля 2020

6-й римский царь Сервий Туллий (578-535 гг. до н.э.) был сыном Туллия из разрушенного Тарквинием Древним города Корникул и красавицы Окрезии (Окрисии). Его отец погиб, а беременная мать стала рабыней Танаквиль — жены царя. Сервий стал воспитанником Приска.

Сервий Туллий

Легенду происхождения Сервия фактически одинаково излагают и Дионисий Галикарнасский и Тит Ливий, но Дионисий (так же как и Овидий) приписывает Сервию другого отца — бога Вулкана. Цицерон же утверждает, что Окрезия зачала сына уже будучи рабыней, от гостя царя.

Приход к власти

По преданию, жена Луция, Танаквиль, как-то раз увидала огненное сияние вокруг головы мальчика и расшифровала это как знак его высокого положения в будущем. Женщина посоветовала мужу растить приемного ребенка, не отделяя его от собственных детей.

Возмужавший Сервий стал зятем Тарквиния. После гибели мужа от рук сыновей Анка Марция, Танаквиль объявила, что Луций тяжело, но не смертельно ранен и просит, чтобы римский народ до его выздоровления возглавил Сервий Туллий.
Приход к власти Сервия Туллия
Так Сервий стал временным правителем (прекарием). Изгнав сыновей Анка Марция из города, и конфисковав их имущество, Сервий Туллий объявил о смерти царя Луция. Он созвал на собрание патрициев и сенат, и с их поддержки стал полноправным властителем.

Альтернативная версия. Император Клавдий знал историю этрусков (и даже написал 20 томов на эту тему). Выступая в 48 году н. э. в сенате он заявил, что история рождения Сервия Туллия от рабыни – миф, и что был он этрусским разбойником, которого звали Мастарна. Он проник в Рим для спасения своего плененного друга Целия Вибенны. Поселившись в царском доме Тарквиния, разбойник сменил имя и захватил власть без избрания сенатом. Однако по поводу этой легенды мнения антиковедов разделяются.

Внешняя политика

Дионисий Галикарнасский пишет в своих «Римских древностях», что из-за «рабского» происхождения, зависимые от Рима племена вейян, церейцев, тарквинийцев (а потом и вся Этрурия) взбунтовались и отказались подчиняться новому царю.

Военные походы Сервия на этрусские города были успешны. Он принудил их признать верховную власть Рима. Теперь Рим стал городом на 7-ми холмах (к нему относились Эсквилийский, Витинальский, Квиринальский, Палатинский, Капитолийский, Целийский и Авентинский холмы).

Миф или реальность?

Тит Ливий пишет о присоединении к Риму во времена правления Сервия Квиринальского и Виминальского холмов, Дионисий Галикарнасский уверяет, что это были Виминальский и Эсквилинский холмы.

Античные источники пишут о возведении Сервиевой стены, оградившей 7 холмов и превратившей Рим в Septimontium. А вот современные археологи настаивают на том, что стена была построена почти двумя веками позже – в 1-й половине 4 в. до н.э.

Реформы Сервия Туллия

Активные завоевания и переселения в Рим множества людей привели к тому, что в городе образовалась огромная «каста» людей свободных, но не обладавших правами граждан Рима. Их называли плебеями.

Основная реформа Сервия Туллия

Плебс, или, плебеи – первоначально это жители Рима, не принадлежащие к семье родовой аристократии, «отцам». Позднее так называли представителей самых низших слоев. В средние века и позже – это широкие слои городской бедноты.

Плебеи не могли участвовать в Народном собрании, занимать должности и не обладали политическими правами. Эта ситуация угрожала народным бунтом. Туллий включил плебеев в гражданскую общину, т.е. дал им политические права (возможность голосовать, а значит — управлять государством) и доступ к общинным землям. Однако воспользоваться этими благами могли только богатые плебеи.

Вместе с правами граждан Рима плебеи приобрели и обязанности, которых до сих пор у них не было — уплачивать налоги и нести военную службу.

Царь помог неимущим, запретил одевать оковы на должников. Он заплатил их долги и выделил кусочки земли (из государственной), чем вызвал возмущение патрициев.

Все преобразования и реформы были заложены Сервием в основу так называемой Сервиевой конституции.

Имущественная реформа

Мужское население – и патрициев и плебеев — царь поделил на 5 разрядов (классов) по нескольким параметрам:

Класс/разряд населенияДеление по размеру земельного участка, в югерах (югер – ¼ гектара)Деление по размеру годового дохода в ассах (асс – медная монета в 327,5 гр.)Деление по центуриям - сотням (1 центурия – 100 человек)
Iсвыше 20-ти100 000 и более18 (всадники) и 80 (тяжеловооруженная пехота) – из них 50% -люди от 18 до 46 лет
IIот 15 до 2075 00020 (пехотинцы)
IIIот 10 до 1550 00020 (пехотинцы)
IVот 5 до 1025 00020 (пехотинцы)
Vдо 5-тине менее 12 50030 (легковооруженные пехотинцы)

Пояснения

Граница между бедными и нищими в 11 тысяч либеральных ассов (по Титу Ливию), в описываемое время была достаточно немалой суммой. Поэтому предполагается, что пересчет стоимости имущества указан в ценах более позднего времени — времени Октавиана Августа.

Так как набрать по 100 человек на 1 центурию не удавалось, по факту количество людей в центуриях часто было меньше сотни.

Из созданных Сервием 193-х центурий одну составляли невооруженные пролетарии — совершенно неимущие люди (в их собственности были только их дети). Они остались за рамками классового разделения.

Пролетарии – беднейшее, но юридически свободное сословие римских граждан. Они не платили налог за детей и за имущество, освобождались от военной службы.

Четыре оставшихся центурии были особыми – они состояли из трубачей и горнистов, плотников, и оружейников.

На каждый класс возлагались военные обязанности, соответствующие их положению:

  • Богатые люди (1-й разряд) должны были содержать коня и являться в полном тяжелом вооружении. Количество выставляемых воинов у них было самым большим, так как вооружаться надо было за свой счет (а они могли себе это позволить).  Вооружение воинов первого разряда — это круглый щит и панцирь, бронзовый шлем и набедренник, меч и копье. В бою они стояли впереди фаланги.

Всадники были привилегированной группой, они состояли из самых богатых и молодых людей. По Титу Ливию их было 12, а не 18 центурий. Расходы на приобретение и содержание коня частично компенсировало государство, а частично – специальный налог, взимаемый с незамужних женщин.

Ни пехотинцы, ни всадники жалованья не получали!

Для представителей 2-4-го класса – амуниция была облегченной.

  • 2-й разряд распадался (как и 1-й) на два возрастных сегмента. В вооружении они не имели панциря, а их щиты были вытянутыми и более легкими.
  • 3-й разряд также состоял из молодых и старых воинов (по 10 центурий). В их вооружении уже не было не только панциря, но и набедренника.
  • 4-й разряд (с возрастной градацией на 2 части) имели в наличии только щит, меч, копье и дротик.
  • Самые бедные (5-й класс) были вооружены лишь пращами (что мог купить бедняк?), иногда – копьями. Они сражались вне фаланги. В этот же класс входили музыканты и ремесленники, сопровождающие войско (по 2 центурии).

Праща – холодное оружие (веревка или ремень с петлей на конце) для метания камней или снарядов.

Территориальная реформа

Далее шло разделение римлян на 4 городские трибы и 17 сельских (позже их стало 35-ть). После этого деления хлебный паек стал раздаваться в т.ч. плебсу.

Трибы – деление римских граждан сначала по родовому признаку (рамны, тиции и люцеры), а затем – по территориальному.

В трибах проводились собрания граждан – трибутные комиции, на которых определялось имущественное положение, проводилась перепись населения, сбор налогов, набор в войско.

Тит Ливий сообщает, что первая перепись населения показала, что в Риме проживало 80 тысяч человек (не включая рабов).

Кроме того, Сервий Туллий ввел:

  • Цензорские списки – перечень проживающих в данном округе свободных граждан и их имущество.
  • Новую форму Народных собраний – центуриатные комиции. В них голосование проводилось по центуриям. Каждая сотня имела только один голос. Так как в первом разряде было больше всего сотен, то и на народных собраниях этот разряд получил право подавать больше голосов, чем люди из небогатых разрядов. Следовательно, в руках 1-го разряда оказалась вся законодательная власть.

Военная реформа Сервия Туллия

Однако куриальные собрания патрициев как и прежде решали вопросы войны и мира, избрания нового царя и т.д. Также за ними оставались должности сенаторов и патронов, судей и жрецов, только добавилась обязанность – согласовывать решения центуриальных комиций.

Легенда о хитром жреце

Сервий Туллий воздвиг храм в честь Фортуны (богиня счастья), и убедил латин построить храм богини женственности и плодородия – Диане на Авентине. На строительства храма Дианы со всех городов Латинского союза были собраны взносы.

В день завершения строительства у одного латинянина разродилась корова. Теленок был необычайно крупный. В эту же ночь мужчине приснилось, что высшей властью будет обладать тот народ, представитель которого принесет это парнокопытное в жертву Диане.

Приведя теленка на Авентин, латинянин поведал об этом римскому жрецу. Хитрый жрец предложил мужчине сперва омыть руки под проточной водой, и пока латинянин ходил к Тибру, заколол его теленка.

Так жрец приобрел славу себе и власть для римлян.

Храм Фортуны на Бычьем форуме был популярен у простого люда, потому что считалось, что именно она «подняла» Туллия из рабов в цари. А праздник, посвященный Диане, вообще превратился в праздник рабов.

Во времена Сервия были установлены праздники:

  • Capitalei (Compitalia) — торжественные игры и шествия, посвященные добрым духам земли и ларам — покровителям дорог и перекрёстков. Так как служба рабов была «приятна ларам», в празднике участвовали и рабы.
  • Paganalia и Feriae Sementivaeдва сельских праздника, которые справляли вместе в январе: первый — в честь Теллус и Цереры с жертвоприношением в виде поросенка, второй — в честь посева (его назначал понтифик (жрец)).

Мини-словарик

Теллус (Теллура) – богиня Матери-земли у древних римлян. Она призывалась в молитвах вкупе с Церерой и противопоставлялась богу неба — Юпитеру. В других культурах богиня упоминалась, как Гея, Деметра и Мать — Сыра Земля.

Считалась, что Теллус создала все сущее, но в тоже время она была:

  • богиней смерти, так как являла собой могилу всего;
  • покровительницей браков;
  • устроительницей миропорядка;
  • упразднительницей землетрясений.

Теллус были посвящены и другие праздники — Eordicidia (Hordicidia) – чтобы год был плодородным и Ludi Terentini — секулярные (Терентинские /Тарентинские /вековые /эпохальные) игры.

Богиня Церера – ответственная за урожай и плодородие, могла сделать людей безумными; покровительница материнства. Ее особо почитали плебеи. Ее аналогом в эллинизме была Деметра.

Реформы Сервия Туллия ослабляли патрициев и разрушали родовой строй древнеримского общества. Неравенство в правах между богатыми и бедными усилилось — у богатых стало их еще больше, но и траты богатых на налоги и римскую армию были больше.

«Возрастные» реформы Сервия Туллия

Интересен тот факт, что Сервий Туллий, как и любой царь римский мог провести реформу, только если для этого уже были предпосылки, то есть градация населения по группам уже существовала (просто официально ее никто не объявлял).

Тарквиний Приск еще до Туллия пытался создать новые центурии всадников, но авгур Атт Навий запретил ему это делать, дав «добро» только на пополнение имеющихся.

Сервию же удалось обойти сакральные нормы, формально их не нарушив. В основу его идеи легло деление народа по возрастам. Раньше возрастное деление было только внутри курии – сугубо мужского военного союза. Сервий Туллий распространил это деление по всему Риму, разбив город на трибы (участки).

Триба, в отличие от курии не была сакральной или чисто мужской единицей. При этом она требовала искус­ст­вен­ной орга­ни­за­ции. В пять «классов», введенных царем вошли граждане от 17 до 60 лет.

Те, кто был старше этого возраста, назывались «пролетарии» (т.е. беднейшие люди, чьим имуществом были только дети). Однако в царскую эпоху Рима наличие потомства уже само по себе делало человека богатым. Поэтому тогда пролетарии были не беднейшим, а особым классом, который в силу своего возраста не мог выставлять боеспособные центурии. В своих семьях они были главами, но в обществе их авторитет падал. Из-за их немногочисленности в цензовые списки их вносили поименно.

Интересно. Пожизненная должность царя, как военачальника при достижении 60 лет должна была прекращаться, но он мог передать ее военному заместителю.

Система возрастных классов, которую предложил Сервий Туллий:

КлассыВозрастХарактеристика
1 класс17—24 годаКласс был ключом всей системы и главным «голосом» сената. Он был самым многочисленным, и представлял собой войско молодых (17-24 года) и холостых мужчин. Их элитой считались целеры - «всадники».
2 класс24—32 годаКласс являлся фактически аналогом (продолжением) первого, но не имел «всадников».
3 класс32—40 летЭто наиболее зрелые воины, основа войска в серьезных сражениях. Среди них было много военных командиров – преторов и трибунов. Делились на возрастные группы - prin­ci­pes и tria­rii.
4 класс40—48 лет
5 класс48—60 летНе несли военной службы, но в военное время часто занимали выс­шие воин­ские долж­но­сти.
пролетариистарше 60 летОсобый класс, в военных действиях участия не принимал.

Из деления Туллия видно, что «родственная» связь между воинами — это реальность – дробление на старших и младших воинов было равносильно дроблению на «отцов» и «детей».

Сервий Туллий заменил 8-летний цикл возрастного деления, который действовал со времен Ромула, 5-лет­ним. Теперь активная военная служба римлян заканчивалась примерно к 50 годам, а стать главой курии (курионом) можно было лишь после 50 лет.

Конец правления

Родных сыновей предыдущего царя Тарквиния Приска (по Титу Ливию) или его внуков (по Дионисию Галикарнасскому) – надменного Луция и миролюбивого Арунса (Аррунта) — Сервий сделал членами семьи, отдав им в жены своих дочерей – Туллию Старшую и Туллию Младшую.

Однако, не смотря родство, поддержку народа и бурную политическую деятельность Сервия, Луций Тарквиний не смог признать его власть. Он захотел свергнуть царя и сговорился с женой своего брата (дочерью Сервия) – Туллией, которая считала, что ее отцу не место во главе государства.

Туллия и Луций жестоко расправились со своими супругами и затем поженились. Гонимые жаждой власти, они не остановились и перед убийством старого Сервия.

Луций созвал сенаторов и народ на форум, где стал всячески поносить старого царя, а когда Сервий поднялся к Луцию и потребовал от него немедленно покинуть трон и форум, Луций приподнял его и со всей злостью, на которую был способен, швырнул старого правителя с лестницы. Так погиб Сервий Туллий.

Убийство Сервия Туллия

Царская дочь, охваченная восторгом от победы мужа, первая приветствовала его как царя. При этом, возвращаясь домой, она проехала по мертвому телу отца на колеснице, забрызгав кровью и себя, и лошадей. Дорогу эту позже прозвали Vicus sceleratus, что значит «Запятнанная преступлением» или «Проклятая».

Луций не позволил похоронить убитого тестя, но Туллия все же похоронила отца, только сделала это неподобающим образом – ночью тело престарелого Сервия было просто зарыто в землю.

Своими поступками Туллия осквернила и себя, и домашних богов, предопределив недолговечность и трагичность их царствования.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O