История памятника — Медный всадник

История памятника — Медный всадник

История памятника — Медный всадник
СОДЕРЖАНИЕ
0
73 просмотров
22 июля 2020

Рейтинг автора
Автор статьи
Написано статей
6

Медный всадник — это величественный шедевр монументального зодчества, воздвигнутый в центре Санкт-Петербурга. Он стал олицетворением могущества российского самодержавия и прекрасным символом северной столицы.

Медный всадник

История создания шедевра

Идея возведения монумента Петру I принадлежит Екатерине II. Она давно хотела в достойной форме выразить свое уважение к личности первого российского императора и восхищение его великими деяниями.

Было принято решение найти искусного мастера, способного создать нечто достойное ее грандиозного замысла и соответствующее личности великого самодержца.

За советом она обратилась к французским философам и знатокам искусства Дидро и Вольтеру. И они, не сговариваясь, порекомендовали талантливого ваятеля Этьен-Мориса Фальконе. Они характеризовали его, как очень деликатного человека.

Этьен-Морис Фальконе

Фальконе работал главным скульптором на фабрике по отливке фарфора во Франции и грезил монументальным творчеством. Поэтому, когда князь А. Голицын привез ему предложение императрицы, он тотчас согласился. В сентябре 1766 года он подписал договор и отправился в Россию с юной ученицей и помощницей Мари А. Колло.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Вознаграждение за такую грандиозную работу Фальконе потребовал в размере 205 000 ливров, и это было очень скромным запросом по сравнению с запросами других претендентов.

Руководителем проекта был назначен И. И. Бецкой — Президент Академии искусств и творческий процесс начался. Для начала нужно было разработать концепцию проекта. Что интересно, образ будущего шедевра возник не сразу.

Художественный замысел скульптора

У всех приближенных к этому проекту лиц имелись свои идеи на счет концепции скульптурного ансамбля. Императрица видела Петра I с жезлом и скипетром.

Бецкой задумывал государя, стоящим в полный рост, а Дидро замыслил композицию в виде фонтана с многочисленными аллегорическими фигурами. Однако скульптор отверг все идеи и решил избавиться от шаблонного изображения государственных деятелей.

Интересно! Скульптор осмелился отвергнуть даже проект императрицы, что было неслыханной дерзостью. Но именно благодаря смелости зодчего сейчас весь мир может восхищаться этим великолепным произведением искусства.

Фальконе задумал сосредоточиться на личности императора, как созидателя и благодетеля всей державы и именно эти качества показать народу.

В результате он презентовал скульптурную композицию, где император верхом на поднятой на дыбы лошади, стоящей на огромной скале. Он простирает вперед императорскую властную длань над городом и всей страной, даруя им свое покровительство и защиту.

Пьедестал в виде цельной скалы символизирует поверженные трудности, которые преодолел император на своем государственном пути, а змей у ног скакуна олицетворяет противников реформ, проводимых самодержцем.

Создание гипсовой модели

На территории разобранного деревянного дворца Елизаветы Петровны был организован рабочий павильон, где скульптор работал над созданием модели конной статуи.

Для реалистичности образа гарцующего всадника сконструировали помост с площадкой, имитирующей наклон поверхности скалы, и каждый день гвардейские офицеры взлетали на него верхом и поднимали на дыбы прекрасных скакунов.

Эта роль была отведена лучшим лошадям орловской породы из императорских конюшен — Капризу и любимцу императрицы Бриллианту. В момент, когда они, поднятые своими всадниками на дыбы, застывали на помосте — Фальконе делал свои эскизные зарисовки.

Императрица утвердила эскизы, предложенные зодчим, и потребовала изготавливать модель всадника в натуральную величину.

В процессе создания гипсовой модели скульптуры пришлось неоднократно переделывать голову императора. Все варианты, предложенные скульптором Фальконе, государыня забраковала и в итоге голову государя вылепила ученица зодчего юная помощница М. А. Колло.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! За прекрасную художественную работу она была принята в члены Российской Академии художеств и получила от императрицы постоянную пенсию в 10 000 ливров.

Лицо великого государя получилось волевым и мужественным, а широко открытые глаза, озаренные глубокой мыслью, придавали ему необыкновенную выразительность.

Очень интересно! Юная помощница была влюблена в Фальконе и зрачки императора вылепила в виде сердечек.

Гипсовая скульптура всадника в натуральную величину была создана к 1778 году и вызвала немало противоречивых заявлений. Мнения были неоднозначные, а Екатерине II образец откровенно не понравился.

Однако она прислушалась к Дидро и к другим приближенным, которые однозначно восхищались полученным результатом творчества скульптора. Образец был утвержден, и оставалось только воплотить его в реальность. Это оказалось делом весьма не простым ввиду колоссальных размеров скульптуры.

Интересно! Вес конной скульптуры Петра I около 8 тонн, а высота — 5 метров.

Многие отечественные мастера не желали браться за такой сложный заказ, а иноземные мастера просили колоссальные деньги, не соответствующие реальности. Некоторые вообще считали, что этот замысел невыполним.

Создание Медного всадника

Однако нашелся российский литейщик, мастер по отливке пушек Емельян Хайлов. Он не побоялся взяться за эту грандиозную и рискованную работу.

Создание Медного всадника

Совместно с Фальконе он начал подбирать ингредиенты надежного сплава и делать первоначальные образцы деталей скульптуры. В ее изготовлении присутствовали объективные технологические сложности.

Ввиду уникальности проекта, скульптура имела всего три точки опоры, и это вызывало особые требования к качеству и прочности сплава. Применив особо прочный сплав, они сделали стенки в передней стороне изваяния толщиной не более одного сантиметра. Тем самым удалось сместить центр тяжести скульптуры назад и расположить его точно над площадью трехточечной опоры.

Изготовление отливки оказалось действительно сложным процессом со многими форсмажорными ситуациями. Во время первой отливки возникла трещина в трубе, которая служила желобом для расплавленной бронзы.

Фальконе, в состоянии шока выскочил из цеха заливки, но Хайлов сумел найти выход из ситуации. Он скинул кафтан и, обмазав его влажной глиной, завязал вокруг пробоины. Такая импровизированная латка воспрепятствовала утечке бронзы и предотвратила распространение пожара.

Однако часть скульптуры была испорчена, и ее пришлось делать заново. Еще около трех лет велись подготовительные работы к следующей попытке. Она оказалась удачной и в честь этого этапа работ Фальконе оставил надпись на латинице на плаще императора, что именно он, парижанин эту скульптуру вылепил.

Создание пьедестала из скалы

Параллельно с созданием скульптуры шла работа по поиску подходящей каменной глыбы для пьедестала. Камни такого объема, что называется, на дороге не валяются и для того, чтобы отыскать подходящий экземпляр была создана специальная служба и в газете «Санкт-Петербургские новости» был объявлен конкурс на лучшего искателя камня для пьедестала.

И это дало необходимые результаты. В результате подходящий валун был найден крестьянином Семеном Вишняковым в десятке километров от Санкт-Петербурга возле селения Лахты.

Это была гигантская скала, расколотая после грозы молнией, за что и названная «Гром-камень». Монолит весом 1600 тонн ушел в землю на 4 метра и полностью зарос растительностью.

Гром-камень

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! За его находку наблюдательный крестьянин получил вознаграждение 100 рублей, оговоренное в конкурсе.

Находка камня оказалась только первой частью «марлезонского балета». Вторым эпохальным действием стала транспортировка камня к месту установки на Сенатской площади.

Около полугода заняло это действо с привлечением тысяч людей и сложнейших механизмов. Невероятными усилиями удалось извлечь камень из грунта и установить на специальную платформу.

Ее катили к берегу Финского залива по параллельным желобам, заполненным медными шарами. Из-за невероятного веса монолита перемещение пришлось выполнять зимой, когда промерзшая почва могла быть достаточной опорой для передвигаемой платформы.

Императрица лично приезжала понаблюдать за транспортировкой необъятного камня и впечатленная приказала отчеканить медаль в честь этого грандиозного события с надписью «Дерзновению подобно. Январь 20. 1770».

Интересно! Отделка камня по приданию ему предварительной формы не прекращалась все время в ходе перемещения платформы. Десятки камнетесов, находясь на поверхности скалы, обтесывали ее вплоть до прибытия к берегу Финского залива.

К марту 1770 года монолит был доставлен на побережье. Дальше ему предстояло добираться до северной столицы водным путем. Мастер Г. Корчебников построил специальную баржу, которую отбуксировали к Сенатской площади к 25 сентября 1770 года.

На выгрузку монолита и установку его на нужную точку площади собрались поглазеть толпы народа, и это действительно было захватывающее зрелище.

Фальконе художественно обработал камень, придав его форме стремительную динамичность. Он хотел сделать пьедестал в виде волны, на гребне которой великий государь поднял на дыбы несущегося скакуна. Задумка блестяще удалась и вся скульптурная композиция, несомненно, отражает яркий талант зодчего.

Опала скульптора Фальконе

Фальконе оказался прекрасным мастером, но сложным в общении человеком. Он отчаянно спорил с руководителем проекта И. И. Бецким и жаловался на него в письмах императрице. Кто был прав в этих спорах — история умалчивает.

Инцидент с отливкой и последующая медлительность, переносы времени сдачи объекта, и постоянные обещания испортили отношение государыни к французу, и она перестала отвечать на его письма.

Фактом является то, что в сентябре 1778 года, когда статуя была практически готова, Фальконе со своей спутницей уехал из столицы. А на невских берегах осталась частичка его души и главное творение его жизни.

Он видно так рассердил Екатерину II, что его даже не пригласили на открытие монумента. Лишь впоследствии императрица повелела отправить зодчему золотую и серебряную медали с изображением монумента, отчеканенные в честь его открытия. Князь Д. А. Голицын торжественно вручил их автору шедевра в 1783 году в Париже.

Завершали установку Медного всадника и проводили его подготовку к открытию Ю. М. Фельтон и Ф. Г. Гордеев, и для этого им понадобилось еще 4 года. Гордеев был еще и автором змия, извивающегося у ног скакуна.

Открытие Медного всадника

В результате получился великолепный шедевр, где Петр I на гарцующем скакуне запечатлен в потрясающей динамике. Это и было замыслом французского зодчего.

Всадник должен был не просто стоять на скале, а взлетать на нее словно с разгона в стремительном порыве. Лишь лавровый венок и короткий меч у пояса дают понять, что перед зрителями великий полководец и победитель.

Художественный замысел скульптурной композиции передает образ Петра I, прежде всего, как творца великой державы и выдающегося государственного деятеля. Екатерина II пожелала увековечить и свое имя при создании великого шедевра.

По ее повелению на пьедестале с одной стороны было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782» и с другой стороны пьедестала то же самое латинскими буквами. Этим жестом она явно хотела указать на преемственность между великими деяниями Петра I и своей государственной деятельностью.

Открытие монумента состоялось 7 августа 1782 года. Императрица прибыла в шлюпке к Сенатской площади, заполненной рядами гвардейцев под предводительством князя Александра Голицына.

Государыня поднялась вместе со свитой на балкон здания Сената и, стоя в короне и порфире у балюстрады, дала команду скинуть полотняные холсты, скрывавшие монумент.

Под барабанную дробь пали камуфляжные покровы, и толпа ахнула в восхищении. 15 тысяч солдат парадным строем прошли по площади в честь открытия величественного шедевра.

Императрица со слезами на глазах поклонилась бронзовому изваянию великого самодержца, выказывая ему искреннюю признательность и восхищение его деяниями.

Происхождение названия скульптуры

Медный всадник сразу и безоговорочно понравился современникам. В его честь стали слагать стихи и создавать мифы и легенды. А. С. Пушкин написал известную поэму с одноименным названием.

Существует несколько версий о происхождении этого словосочетания — Медный всадник. Ведь скульптура всадника выполнена из бронзы.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! На производство конной скульптуры было израсходовано 11 тыс. пудов бронзы и 250 пудов железа для различных конструктивных элементов композиции.

Согласно первой версии «медный эпитет» появился с легкой руки Пушкина, когда он впервые употребил его в своей знаменитой поэме «Медный всадник». Считается, что в трактовке Пушкина «медный», означает прославленный. По аналогии с выражением «медные трубы», как символом великих почестей.

По второй версии, словосочетание Медный всадник появилось раньше и широко использовалось в народе. В подтверждение этого факта якобы есть даже различные записки современников. По этой версии Пушкин лишь применил устоявшееся название в своей поэме. Но все эти версии существуют на уровне слухов.

Символ непобедимости государства

Медный всадник стал свидетелем двух войн и остался невредим, несмотря на его расположение в центре огромного пространства на Сенатской площади.

Во время Отечественной войны 1812 года возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французами, и император Александр I дал указание эвакуировать скульптуру в Вологодскую губернию. Но есть легенда, что сразу после этого распоряжения произошел удивительный мистический случай.

Легенда! Однажды майору Батурину, адъютанту князя Голицына приснился сон. Якобы он стал свидетелем того, как Медный всадник сошел с пьедестала и поскакал к Каменноостровскому дворцу императора, где приказал ему не трогать монумент со словами — «пока я в городе, ничего со страной не случится».

Майор пересказал свой сон Голицыну, и это стало известно императору. В результате Александр I отменил свой приказ об эвакуации монумента. И французы так и не приблизились к городу.

Во время блокады монумент был зашит досками и обложен мешками с песком. И на этот раз Петр I сдержал свое слово — ни один фашистский солдат не смог ступить на ленинградские улицы.

Современный период

В советское время в 1976 году была проведена всесторонняя проверка состояния уникального объекта. При помощи гамма-лучей были сделаны тщательные исследования скульптуры, и выяснилось, что у нее колоссальный запас прочности.

Однако были выявлены и некоторые дефекты, которые полностью устранили. Статуя была очищена от зеленой патины и покрыта специальным защитным составом. В скульптуру заложили контейнер с отчетом о реставрации.

Сейчас Медный всадник по праву считается одним из самых притягательных объектов Санкт-Петербурга. Он неизменно восхищает своей величественностью и является прекрасным произведением искусства.

Действительно, этот шедевр является олицетворением могущества российской державы. Бронзовый император до сих пор с высоты своих деяний смотрит на любимый город и держит его и всю страну под своим покровительством.

Полюбоваться на великое творение русского зодчества можно на Сенатской площади. Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Adblock
detector