История Московских триумфальных ворот

История Московских триумфальных ворот

История Московских триумфальных ворот
СОДЕРЖАНИЕ
0
84 просмотров
11 августа 2020

Московские триумфальные ворота — величественное сооружение на Московском проспекте Санкт-Петербурга. Этот шедевр русского зодчества создан в честь славных побед российского оружия в Турецких и Персидских войнах XIX века.

Московские триумфальные ворота

История создания

Идея создать триумфальное сооружение на Московском тракте во славу подвига русских воинов давно витала среди представителей российской культуры.

Еще во времена Екатерины II, в 1773 году возникло предложение выстроить величественные ворота на выезде из города. Архитектором К. Клериссо и скульптором Э. Фальконе был создан проект, оказавшийся нереализованным. Однако идея не была забыта.

Время шло, появлялись новые победы российских войск. В 1824 году президент Академии художеств А. Н. Оленин снова высказал идею поставить на Московской заставе триумфальные ворота в честь победы русской армии над Наполеоном в войне 1812 года.

Архитектор В. П. Стасов к 1828 году разработал проект триумфальной арки. Но, и этот проект не нашел своего воплощения. А тем временем Россия совершала новые воинские деяния.

После блестящих турецких и персидских военных кампаний в 1826-29 годах идея создания триумфальных ворот снова завладела воображением лучших представителей российской власти и культуры.

В 1831 году ответственный комитет одобрил проект «Площади Победы» на Московском тракте недалеко от Лиговского канала.

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Факт! Впоследствии Лиговский канал был засыпан и сейчас на его месте красуется знаменитый Лиговский проспект.

Разработкой проекта новой площади занялся архитектор А. К. Кавос. Он замыслил поистине грандиозный архитектурный ансамбль, но после рассмотрения этого проекта стала очевидной его невероятная дороговизна.

Разработка проекта сооружения

В этот момент возникла идея вернуться к проекту Стасова. Архитектору снова предложили взяться за создание нового триумфального сооружения.

Архитектор В. П. Стасов

Он представил вариант, значительно переработав свой проект 1828 года. Он изменил количество колонн и скульптурных элементов, но оставил композицию античного портика.

В январе 1834 года высочайшее руководство одобрило изменения Стасова. Для точного понимания пропорций всех элементов конструкции потребовалось сделать макет в натуральную величину.

Бригада квалифицированных плотников под руководством специалиста Григорьева соорудила это гигантское изделие. Они сделали деревянный щит длиной 33,5 метра и высотой 24,5 метра идентичный фасадной плоскости ворот.

Для установки щита в вертикальном положении были сконструированы специальные деревянные леса, и даже эта конструкция представляла собой грандиозное зрелище.

Интересно! Император Николай I лично приезжал на рассмотрение макета и утвердил его, оставив ряд замечаний, типа — «вот тут, левее подвиньте».

После утверждения макета архитектор заказал на Литейном заводе модель одной колонны в натуральную величину для понимания реального объема этой важной составляющей проекта.

В апреле 1834 года в Академии художеств состоялось окончательное утверждение проекта и его художественного образа.

Интересно! Прототипом внешнего вида ворот послужили знаменитые Афинские Пропилеи, созданные в V веке до н. э. архитектором Менесиклом.

В августе 1834 года началась подготовка к строительству. На площадку завезли тосненскую плиту, кирпичи, известь и 1078 каменных блоков из разобранного фундамента колокольни Смольного монастыря.

Строительство и архитектурные особенности

В сентябре 1834 года состоялась торжественная церемония закладки фундамента. Из-за большой загруженности Стасова руководителем строительства был назначен архитектор Е. И. Диммерт.

Московские триумфальные ворота по внешнему виду представляют собой свободно стоящую конструкцию. А именно, портик-пропилеи из двенадцати колонн дорического ордера. Колонны расставлены в два ряда и поддерживают величественный антаблемент, завершенный ступенчатым аттиком.

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Факт! Интересной особенностью ворот является то, что колонны и антаблемент сделаны из чугуна. Они состоят из отдельных чугунных блоков, отлитых на Казенном литейном заводе. Таким образом, Московские триумфальные ворота стали самым крупным в мире разборным сооружением из чугуна.

Крылатые гении Победы и восемь композиций с воинской атрибутикой, венчающие аттик, сделаны из листовой меди и представляют собой настоящее произведение искусства.

Московские триумфальные ворота отличает гармония архитектурных форм, достигнутая в результате точных расчетов архитектора. В октябре 1838 года состоялось торжественное открытие величественного сооружения в присутствии высокопоставленных особ государства.

Советский период

В 1936 году советское правительство в связи с расширением центра города дало указание о демонтаже ворот. Они были разобраны и чугунные детали размещены на складе. Война помешала перепланировке центра и в годы блокады чугунные элементы колонн использовались в качестве противотанковых препятствий.

Московские Триумфальные ворота в Советский период

После решения городского Совета 1956 года Московские триумфальные ворота к 1959 году были восстановлены и реставрированы. Предыдущая реставрация была сделана в начале XXI века и стоимость ее составила 2 500 000 рублей.

Восхититься творением русского зодчества можно на площади Московские ворота, 103. Ближайшая станция метро «Московские ворота» находится на этой же площади.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Adblock
detector