СОДЕРЖАНИЕ
0
32 просмотров
16 июля 2020

Рейтинг автора
Автор статьи
Написано статей
6

Мариинский дворец — величественное здание на Исаакиевской площади. Оно представляет собой прекрасный образец русского зодчества. Даже среди блистательных дворцов северной столицы дворец выделяется своей исключительностью и изяществом и служит ярким примером художественного вкуса.

Мариинский дворец

История создания дворца

Мариинский дворец обязан своим появлением своенравному характеру дочери императора Николая I великой княжне Марии Николаевне. Перед бракосочетанием с герцогом Лейхтенбергским она категорически отказалась переезжать в его европейскую резиденцию и настояла на их совместной жизни в Санкт-Петербурге.

Любовь творит чудеса — Мария и Максимилиан венчались в июне 1839 года, при этом герцог согласился остаться в России, принять православные обычаи и служить новой родине. Николай I решил сделать молодой семье царский подарок и приказал строить на Исаакиевской площади новый дворец достойный статуса будущих владельцев.

За создание проекта взялся русский архитектор, тогда еще молодой Андрей Штакеншнейдер. Для реализации его грандиозного замысла оказалось необходимым снести дворец графа Чернышева, построенный еще при Екатерине II и несколько близлежащих особняков между Вознесенским проспектом и Новым переулком.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Новый переулок оказался новым не только по названию, но и по факту. Его протянули специально для оформления контура дворца. Сейчас это переулок Антоненко.

Новый дворец решено было возводить в традициях неоклассицизма, под стать строящемуся Исаакиевскому собору. Тем самым новое здание гармонично вписалось в облик площади, связав все постройки на ней в единый архитектурно-художественный ансамбль.

Возведение шедевра началось в 1839 году и, благодаря ударным темпам строительства, шедевр архитектуры уже в 1844 году украсил северную столицу.

Мариинский дворец 1844 год

Архитектура дворца

При строительстве были использованы все известные инновационные технологии и современники характеризовали дворец, как выдающуюся постройку своего времени. Полностью отказавшись от применения дерева в конструкции здания, архитектор возвел дворец из камня и металла, сделав его образцом технологичности и инженерной мысли.

Интересно! За строительство дворца, отличные познания в архитектуре, особое искусство и технологические разработки Штакеншнейдер удостоился звания профессора Академии художеств.

Внешний вид дворца вызывает восхищение сбалансированностью пропорций и лаконичностью. Главный фасад с тремя ризалитами представляет собой прекрасный образец архитектурной композиции в стиле классицизма.

Акцент сделан на центральный ризалит здания. Он подчеркнут выступающим вперед арочным подъездом с широкой центральной лестницей и боковыми пандусами.

Балюстрада балкона, расположенного над арками, оформлена изящными вазонами и является эффектным завершением выступающей вперед аркады. Высокий аттик с кронштейнами-волютами придает центральному ризалиту нарядную величественность.

Боковые ризалиты с треугольными фронтонами связаны с центральным рядом стройных коринфских колонн, объединяю[webnavoz_instagram json=»»]щих второй и третий этажи. Цокольный этаж подчеркнут отделкой песчаником с фактурной «бриллиантовой» рустовкой.

Интерьеры дворца

Исключительный интерес представляет внутренняя отделка помещений дворца. Она отличается необыкновенной роскошью и разнообразием стилей. Архитектор старался не придерживаться стилевого единства и преследовал цель сделать интерьеры разными и непохожими друг на друга.

Здесь в оформительском подходе использовался принцип эклектики. Использование различных архитектурных идей и гармоничное их соединение в одном пространстве привело к возникновению интересных эстетических эффектов и необычному сочетанию разнородных стилевых элементов.

Мариинский дворец изнутри

Так, совершенно против общепринятых канонов архитектор устроил парадную анфиладу залов на главном втором этаже здания. Она располагается не как принято — вдоль главного фасада, а наоборот — перпендикулярно продольной оси здания.

Это позволило максимально удобным образом скомпоновать все помещения дворца, сделать их не только роскошными, но также удобными и комфортными для проживания.

Особенно актуальным это было в отношении хозяйки дворца великой княжны Марии Николаевны. В силу физических отклонений она не имела возможности долго передвигаться пешком и, учитывая эту особенность, во всем дворце были сделаны удобные пандусы для передвижения в колесной коляске.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Для придания пандусам эстетичного вида они были обставлены кадками с цветами и деревцами и напоминали тропинки в сказочном лесу.

Парадная приемная герцога — первый зал анфилады восхищает богатством отделки, выполненной в классическом стиле. Великолепная Ротонда своей двухярусной колоннадой, куполом и верхним светом создает ощущение необыкновенной торжественности.

Квадратный зал, отделанный в помпейском стиле, выглядит легким и воздушным. Все апартаменты дворца обладают собственной индивидуальностью и неповторимым колоритом.

Благодаря постоянному поиску оптимальных композиционных и конструктивных решений Штакеншнейдеру удалось создать внутреннее пространство дворца «с человеческим лицом» — разнообразное по планировке и максимально приспособленное к потребностям человека. Архитектор воплотил главный принцип эклектики — сочетание различных стилей в гармонии.

Общественная жизнь дворца

В 1844 году дворец был построен. В итоге в северной Пальмире воцарился модный очаг культурной тусовки. Название было присвоено личным указом императора. Разве могло быть иначе, ведь архитектурный шедевр был свадебным подарком отца для любимой дочери.

Царская дочка со всем семейством сразу переселилась в новые апартаменты. Впоследствии, император каждый день прогуливался от Зимнего до Мариинского дворца, чтобы навестить любимое чадо и повидаться с первым внуком.

В биографии этого архитектурного шедевра большое количество известных имен и с ним связано много исторических событий. Здесь постоянно проводились приемы, балы и маскарады. Концерты и спектакли посещал весь великосветский бомонд.

Среди гостей выделялись известные писатели В.Жуковский, П. Вяземский и В. Одоевский. Во дворце всегда присутствовала хорошая компания из художников, литераторов, актеров и композиторов.

Хозяева дворца — Максимилиан и Мария занимались не только веселым время препровождением, но и принимали активное участие в жизни страны. Они, на пару, руководили Академией художеств, влияли на государственную политику в вопросах искусства. Будучи талантливыми натурами, они по-настоящему разбирались в искусстве и снискали себе славу страстных собирателей прекрасного.

Герцог перевез в Мариинский дворец великолепные картины Рафаэля, Веласкеса, Ван Дейка из своей Мюнхенской галереи. Он дополнил коллекцию холстами российских живописцев и лично покровительствовал этим авторам.

Мария Николаевна увлекалась прекрасными полотнами живописцев Италии, Франции, Голландии и России. Сообща они собрали исключительную коллекцию, включающую ожерелья Жозефины и собрание оружия Наполеона.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Отец герцога Максимилиана Лейхтенбергского — Е. Богарне, пасынок Наполеона. Таким образом, герцог приобщил к личной коллекции и реликвии Наполеоновского клана.

Коллекция Лейхтенбергских являлась одной из самых ценных и значимых сокровищниц произведений искусства в стране.

Мариинский дворец принадлежал их семье вплоть до 1884 года, когда из-за невозможности содержать здание представители семейства герцогов Лейхтенбергских были вынуждены продать его казне.

Мариинский дворец на государственной службе

Став собственностью государства здание поступает ему на службу. С 14 июля 1884 года по указу императора дворец становится официальным представительством Государственного Совета.

Было проведено масштабное переоборудование помещений и меблировка для исполнения канцелярских функций. Торжественное освящение новой государственной резиденции состоялось в феврале 1885 года в присутствии государя и всей августейшей фамилии.

В 1905 году страна входит в исторический революционный период и это привносит в статус здания определенные изменения. В октябре этого года император Николай II издает манифест об учреждении Государственной Думы. Госсовет становится верхней палатой и его количество, после указа императора, увеличивается. Центральный зал — Ротонда, где проходили заседания Совета, уже не способен вместить данное количество людей. Было принято решение строить новый зал для заседаний.

Созданная комиссия объявила конкурс на лучший проект нового помещения для заседаний. В диппредставительствах сделали запрос в лучшие парламенты Европы для предоставления сведений о подобных сооружениях.

Победу среди претендентов одержал известный архитектор Л. Н. Бенуа. Совместно с приглашенными зодчими М. М. Перетятковичем и Л. Л. Шретером они начали сооружение зала. В целях экономии строили его на месте жемчужины дворца — Зимнего сада.

26 июня 1907 года приступили к разборке творения Штакеншнейдера. Строительство велось круглый год, и 15 октября 1908 года было закончено.

В тот же день состоялось освящение зала и первое заседание Госсовета. Депутаты и приглашенные лица были восхищены отстроенным шедевром.

Советский период

После революционных событий 1917 года все службы императорской власти оказались распущенными, и в здании расположилось Временное правительство. Для повышения его авторитета был создан Временный Совет — так называемый Предпарламент.

Мариинский дворец в советский период

Эта структура была дезавуирована декларацией большевистской фракции. А 25 октября во время революционного мятежа Мариинский дворец был окружен большевиками и Предпарламент был распущен.

Во время блокады в здании размещался центр ополчения и военный госпиталь. На фронт и в тыл врага были сформированы и отправлены десятки стрелковых подразделений и артиллерийско-пулеметных батальонов.

После прорыва блокады, во дворец была направлена команда специалистов. В короткие сроки они восстановили повреждения, возникшие от вражеских налетов, и значительно перестроили интерьеры под размещение правительственной организации. В 1945 году в здании обосновался Исполком Совета народных депутатов. Сейчас Мариинский дворец является официальной резиденцией Законодательного собрания города.

Мариинский дворец в настоящее время

Сейчас особняк является украшением Исаакиевской площади и всего города. Благодаря стараниям реставраторов его внешний облик мало чем отличается от того, который видели жители Санкт-Петербурга в 1845 году.

Что касается интерьеров, то надо сказать, что за годы «государственной деятельности» здания они были неоднократно перестроены и перепланированы. Начиная с 1970-х годов, происходят планомерные реставрации и восстановление подлинного вида залов и апартаментов дворца.

И сейчас, уже многие из них обрели вторую молодость и засияли в первозданном великолепии. Дворец работает и в музейном режиме и любители прекрасного могут полюбоваться красотой его интерьеров индивидуально или в составе экскурсий.

Мариинский дворец живет насыщенной культурно-общественной жизнью. Здесь постоянно что-то происходит или проводится. Конференции сменяют симпозиумы, за ними наступает время съездов и приемов различных делегаций.

Ежедневно здание наполнено туристами и экскурсантами. Всему городу известны его прекрасные концерты и выставки. Вдохновляющая красота этого здания, его интересная история и современная значимость делают его постоянным центром притяжения для жителей и гостей города.

Этот центр общественно-политической жизни Санкт-Петербурга и прекрасный архитектурный шедевр, несомненно, является культурным достоянием северной столицы и всей России. Располагается здание дворца на Исаакиевской площади. Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Adblock
detector