СОДЕРЖАНИЕ
0
82 просмотров
15 июля 2020

Адмиралтейство – заветная мечта и детище великого государя Петра I. С момента его основания вот уже более 300 лет продолжается петербургское кораблестроение. Эта верфь стала основой для зарождения российского флота и морского могущества России.

Адмиралтейство

История

В результате взятия Ниеншанца, Россия получила выход к Балтийскому морю, и это дало возможность переместить Олонецкие верфи с берегов Ладожского озера ближе к большой воде.

Сразу после закладки крепости давшей начало городу на Неве, государь с князем Меншиковым отправились по реке на поиски подходящего места для корабельного предприятия.

В 1704 году они исследовали всю Неву и, как-то раз, после очередных поисков, причалили у берега немного ниже Заячьего острова. Оглядевшись, они увидели, что он создан для размещения центра кораблестроения и поняли, что их поиски увенчались долгожданным результатом.

Адмиралтейство 1704 год

В ноябре 1704 года на этом самом месте, на острове между Невой и рекой Мойкой, было положено начало постройки первой городской корабельной верфи.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! В те времена остров, выбранный царем для постройки верфи, назывался Усадище, а река Мойка – речка Мья. В процессе строительства остров стали называть Адмиралтейским.

Первый чертеж сооружения был сделан лично государем и послужил отправной точкой для возникновения этого шедевра архитектурной мысли. Руководство строительством было поручено А. Д. Меншикову и петербургскому обер-коменданту Брюсу.

Первоначальный вариант

Адмиралтейство несколько раз перестраивалось, и пока возник современный вид, оно принимало различный облик. Первоначально, Адмиралтейство представляло собой верфь и крепость. В условиях Северной войны это было, разумеется, обоснованное сочетание.

В соответствии с царским чертежом уже к осени 1705 года было построено грандиозное П-образное сооружение, открытое к Неве.

Легенда! Существует предание, что в строительных работах принимал участие сам Петр I. Он якобы работал в качестве главного мастера «баса» и получал жалование.

По периметру строения располагались глинобитные мастерские и кузницы, а в центре, возле самой Невы — эллинги и стапели для строительства кораблей. В одном из корпусов была организована русская школа, где обучались грамоте кораблестроители и высшее морское руководство.

На всей территории Адмиралтейского острова срубили деревья для просматривания окрестностей и образовали широкий луг, именовавшийся гласис. Здание Адмиралтейства обнесли земляным валом с пятью бастионами и для неприступности прибавили широкий ров по периметру, укрепленный фашинами.

Вскоре, Адмиралтейская крепость была способна разместить флотилию судов под свою защиту. Свыше сотни орудий, спущенных с кораблей, внимательно смотрели с бастионов в сторону Финского залива.

В 1711 году в центре главного фасада была возведена мазанковая башня – первая из ряда последующих вариантов этого адмиралтейского символа.

Постепенно создавался и внешний облик. С весны 1719 года начинается расширение комплекса и сооружение каменных мастерских и иных помещений.

Уже тогда, по замыслу государя, на мазанковой конструкции появляется остроконечный шпиль и знаменитый кораблик Адмиралтейства. Этот первый шпиль был сооружен голландцем — «шпицных дел» мастером Германом Ван Болесом.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересный факт! Искусство завершать здания остроконечными конструкциями пришло в Россию из Западной Европы. До этого русское зодчество не использовало этот архитектурный прием. Шпиль Адмиралтейства стал вторым, сооруженным в России, после шпиля Петропавловской крепости. В те времена эта импортная конструкция называлась словом «шпиц».

Голландец увенчал вершину золотым шаром, короной и корабликом. До сих пор среди историков нет единого мнения по поводу корабля, послужившего прототипом для создания флюгера. Есть две основные версии.

Согласно первой – прототипом знаменитого кораблика стал первый русский военный корабль «Орел», построенный еще при царе Алексее Михайловиче.

По второй версии моделью для флюгера послужил построенный 1710-х годах фрегат «Полтава». Однако, флюгер не идентичен ни одному из вариантов и, скорее всего, это собирательный образ кораблей русского флота.

Легенда! Говорили, что три флага кораблика были сделаны из чистого золота, в носовой части была размещена настоящая царская буссоль, а в позолоченном шаре под корабликом находилась кубышка с золотыми червонцами.

Первоначальный вариант флюгера продержался на вершине до 1815 года и после реконструкции башни таинственным образом исчез.

Время шло, и здание Адмиралтейства преображалось, мазанковые строения перестраивались на их продвинутый вариант в камне. К 1728 году перестройку возглавил архитектор адмиралтейских строений И. К. Коробов.

И уже к 1732 году было завершено возведение каменных корпусов корабельной верфи, а к 1735 году — строительство каменного варианта центральной башни. Она получила квадратное каменное основание и арочный проезд. Завершал постройку восьмигранный купол.

Адмиралтейство 1735 год

В 1738 году на башне появился новый остроконечный шпиль со знаменитым корабликом. Шпиль представлял собой деревянную конструкцию, обшитую медью и позолоченную червонным золотом. Он стал выше и целеустремленнее к облакам, а высота башни стала составлять 72 метра.

Для повышения устойчивости основание каркаса было опущено на 12 метров в середину каменного корпуса. Установкой сложнейшей инженерной конструкции руководил все тот же Ван Болес

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! На покрытие шпиля и кораблика золотом пошло свыше 5000 золотых червонцев общим весом 16 килограмм. Стоимость золота составляла 11076 рублей 38 копеек.

Так, в те далекие годы, Адмиралтейство получило свой первоначальный образ.

Современный вариант

К началу 19 века основная застройка центра города и Адмиралтейского острова формировалась в стиле современного русского классицизма. Концепция верфи и крепости перестала гармонировать с современными дворцами и развивающимся архитектурным окружением центрального района северной столицы.

Адмиралтейство 19 век

На верфи продолжали строиться корабли и двор, развернутый в сторону Невы, препятствовал единому стилю оформления набережных. Назрела насущная необходимость реконструировать здание Главного Адмиралтейства и придать ему более нарядный облик.

Переустроить Адмиралтейство в 1806 году взялся талантливый русский архитектор и академик А. Захаров. Перед ним стояла нелегкая задача – подчеркнуть идею Петра Великого о роли Адмиралтейства и создать принципиально новое архитектурно-художественное сооружение, соответствующее новому облику столицы. Зодчий прекрасно с ней справился и создал настоящее архитектурное чудо.

Ветхие корпуса были разобраны до основания и на залитых заново фундаментах возвели каменные стены в соответствии с прежней П-образной планировкой сооружения. В его внутреннем пространстве было построено сооружение меньшего масштаба с такой же планировкой, как будто «вложенное» во внешний контур.

В результате получилось современное здание Адмиралтейства в стиле русского классицизма с протяженностью главного фасада 408 метров и боковых фасадов по 172 метра соответственно.

Центральная башня приобрела современный вид и стала доминантой всего архитектурного комплекса зданий. Основная идея многоярусной конструкции, заложенная И. К. Коробовым, была поддержана и доведена до совершенства.

На прежнем каменном основании появился верхний куб с 28 колоннами по периметру. Благодаря этому архитектурному приему, второй ярус кажется ажурным и совершенно невесомым. Над ним возвышается позолоченный купол с часами Ижорского завода на каждой из четырех сторон. А над куполом, на сверкающей остроконечной вершине красуется знаменитый кораблик.

Факт! Новый кораблик – копия прежнего, исчезнувшего при таинственных обстоятельствах. Это почти плоский флюгер из листовой позолоченной меди. Его вес 65 кг, длина около 2 метров и ширина около 1,5 метров.

Башня Адмиралтейства стала самостоятельным архитектурно-художественным произведением и, разумеется, на вершине остался позолоченный шар и корона.

Надо сказать, что Отечественная война 1812 года существенно замедлила реконструкцию, и окончательно здание Адмиралтейства преобразилось лишь к 1823 году.

Адмиралтейство в период блокады Ленинграда

В дни героической обороны города все ведомства были эвакуированы, а сверкающий шпиль закрыт защитным чехлом. Маскировочные работы проводились в пределах 15 дней при ветреной погоде с использованием аэростата и команды альпинистов.

Факт! Маскировочный чехол, прикрывавший Адмиралтейство весил около полутоны.

В здании был оставлен небольшой гарнизон для охраны и консервации оборудования. Личный состав гарнизона нес службу в ПВО, устранял последствия разрушений от попадания вражеских снарядов и выполнял срочные фронтовые заказы в училищных мастерских.

Защитный чехол был снят в канун 1 мая 1945 года.

Адмиралтейство и его скульптурное богатство

Особенная роль в новом адмиралтейском облике отведена скульптурным ансамблям центральной башенной конструкции. Они в аллегорической форме славят морское могущество России.

Сразу слева и справа от арочного входа в Адмиралтейство трио нимф на высоких постаментах поддерживают на своих изящных плечах огромные шары, символизирующие земную и небесную сферы.

Над Триумфальной аркой парят аллегорические крылатые гении Славы, поющие гимн российскому морскому флоту. А, выше, в аттике располагается главный рельеф с примечательным названием «Создание флота в России» скульптора И. И. Теребенева.

Триумфальная арка Адмиралтейства

Это очень красноречивая и символичная композиция, на которой изображен бог морей Нептун, передающий Петру I символ морской власти – волшебный трезубец. Рядом, в виде молодой женщины с рогом изобилия, изображена Россия и воспевающие ее Минерва, Меркурий и Вулкан.

Каждая скульптура, украсившая Адмиралтейство имеет свой смысл и предназначение. Фигуры Александра Македонского, Аякса, Пирра и Ахилла на углах первого яруса башни призваны смягчить переход от массивного нижнего куба к ажурному следующему ярусу.

Над его колоннами возвышаются 28 фигур, выполняющие ту же функцию, но по отношению к куполу и шпилю башни. Они в символической форме изображают стороны света, четыре стихии, ветра и двух небожителей – египетскую богиню Исиду и богиню астрономии Уранию. Фронтоны со всех сторон украшают барельефы с изображениями богини правосудия Фемиды и гениев Славы, венчающих военные подвиги и Науку.

Яркий эффект всех скульптурных образов, входящих в Адмиралтейство, заключается в их необыкновенной пластичности и выразительности, которую создали лучшие скульпторы того времени И. И. Теребенев, Ф.Ф. Щедрин, С. С. Пименов и А. А. Анисимов. В их прекрасных произведениях полностью воплощена идея прославления России, как великой морской державы.

В результате перестройки Адмиралтейство получило свой современный облик и стало центром архитектурного ансамбля. Это знаменитый «Невский трезубец», от которого тремя лучами расходятся главные магистрали города – Гороховая улица, Вознесенский и Невский проспекты.

Функции Адмиралтейства

Первоначально задуманное, как кораблестроительная верфь, Адмиралтейство выполняло различные функции. Основным его предназначением, разумеется, являлось строительство кораблей.

Вскоре после завершения строительства верфи, 29 апреля 1706 года был спущен на воду первый корабль для боя в прибрежных водах – 18-ти пушечный прам. С тех пор на стапелях было построено 262 корабля различного предназначения.

Одновременно здание Адмиралтейства служило местом дислокации руководства флотом и выполняло роль погранично-сторожевого поста. Все корабли, проходившие мимо него по Неве, не оставались без внимания. Их названия, имена капитанов и описания грузов находили свое отражение в специальном лоцманском журнале.

Функции крепости были востребованы до 1820-х годов, после чего насыпные валы были срыты и ров полностью засыпан. На его месте был разбит широкий бульвар, перевоплотившийся впоследствии в знаменитый Александровский сад.

Строительство кораблей продолжалось вплоть до 1844 года и впоследствии, Адмиралтейство использовалось для размещения Морских ведомств, музея и военно-морского училища. Сейчас здесь располагается Главный штаб ВМФ и, в соответствии с этим, над зданием развевается Андреевский флаг.

Адмиралтейство находится в самом центре города и является жемчужиной архитектурного ансамбля трех прекрасных площадей северной столицы – Исаакиевской, Дворцовой и Декабристов. Это – символ Петербурга, российского флота и величия России.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Adblock
detector