Академия художеств в Санкт-Петербурге – крупнейший отечественный центр академического обучения живописи, скульптуре, архитектуре и искусствоведению. Он наглядно показывает, каких выдающихся успехов можно достичь, если организовать обучение на государственной основе.
История Академии
Эту истину прекрасно понимал Петр I и еще в 1690-х годах высказывал мысль о необходимости воспитания своих собственных мастеров живописи и архитектуры.
С этой целью в 1715 году он основал в Петербурге рисовальную школу при городской типографии, а в 1724 году император издал указ об «Академии наук и знатных художеств».
Преподавание живописи сначала велось в рамках созданной Академии наук, но вскоре стала понятна необходимость развития изобразительного искусства в более широких масштабах.
Реализация этой идеи стала возможной только в эпоху правления Елизаветы Петровны, дочери великого государя. Фаворит императрицы граф И.И. Шувалов в соавторстве с М. В. Ломоносовым разработали концепцию академии.
Шувалову удалось убедить государыню в необходимости ее создания, и с ее разрешения, в 1757 году он обратился в Сенат с предложением о формировании в России нового учебного заведения.
В ответ на это предложение Сенат издал указ об учреждении «Академии трех знатнейших художеств» и 6 ноября 1757 года государыня подписала указ. С тех пор этот день считается днем создания знаменитой колыбели российского изобразительного искусства. Три «знатнейшие художества» представляли собой живопись, скульптуру и архитектуру — именно по этим дисциплинам велось обучение в академии.
Академия была учреждена при Московском университете, куратором и основателем которого был Шувалов. Он же стал и первым ее Президентом. В виду скудного бюджета занятия поначалу проводились в Петербурге в его собственном особняке на Садовой.
Мечтая получать новые заказы от императорского двора, педагоги хотели совместить приятное с полезным. Это и решило дело – академия оказалась в Санкт-Петербурге.
Граф стал идейным вдохновителем и организатором академии. Именно он пригласил из Европы талантливых педагогов и набрал первых учеников. На его средства осуществлялось их обучение и содержание в стенах заведения. Лучшие ученики начали отправляться на стажировку к известным европейским мастерам живописи и архитектуры.
В 1762 году на российский престол взошла Екатерина II, и это принесло академии существенные перемены. Императрица серьезно относилась к теме просвещения и развитию наук в государстве, и это нашло отражение в ее первых указах.
В ноябре 1764 года государыня утвердила «Привилегию и Устав Императорской академии художеств» и Академия получила статус Имперской. Она стала самостоятельным обучающим заведением и оказалась под пристальным вниманием государыни.
Екатерина II посчитала, что Академия заслуживает достойного здания в соответствии со своей значимостью и выделила для строительства большой участок на Васильевском острове на набережной Невы.
В 1763 году профессор архитектуры Ж. Б. Валлен-Деламот и директор академии архитектор А. Ф. Кокоринов разработали проект нового здания.
Легенда! Говорят, в процессе обсуждения проекта, императрица поставила условие присутствия в здании внутреннего двора круглой формы и впечатляющих размеров. А его диаметр должен был быть равен размеру купола собора Святого Петра в Риме. По ее замыслу воспитанники академии, таким образом, станут приобщаться к величию европейского искусства.
Пожелание императрицы было учтено, и в 1764 году она подписала проект нового шедевра архитектуры. Весной этого года была создана специальная «Экспедиция строения академического здания», которую возглавил архитектор А. Ф. Кокоринов.
Руководство строительством здания было возложено на нового президента Академии И. И. Бецкого, сменившего на этом посту графа Шувалова (отправлен в отставку).
Загадка! Осталась не выясненной причина отставки Шувалова. Он был отправлен в политическую ссылку в Европу. Однако граф не забыл свое детище и активно занимался коллекционированием европейских шедевров живописи и скульптуры. Все «нажитое непосильным трудом» он отправлял в свою любимую академию.
Для начала строительства были созданы все условия, и 7 июля 1765 года состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент здания. Была организована торжественная церемония с участием петербургской знати и высших чинов академии. Императрица лично заложила символичный порфированый камень в фундамент под звуки праздничного оркестра и залпы орудий с двух императорских яхт.
В результате, в 1788 году появилось величественное здание, ставшее одним из первых городских сооружений, возведенных в стиле раннего классицизма. Оно настолько велико по размерам, что для полного его обозрения лучше перейти на другую сторону Невы и уже отсюда, с Английской набережной по достоинству оценить открывшийся великолепный вид на это творение.
Архитектура и внутреннее убранство Академии
В плане здание представляет собой правильный квадрат с огромным радиусным центральным двором, называемым «циркулем» и четырьмя дворами по углам строения.
В архитектуре здания впервые обозначился переход от стиля барокко к лаконичному и величественному классицизму.
Новаторской было и само предназначение сооружения. Впервые, это был не храм и не дворец, а учебное заведение. Этой теме соответствует и вся планировка строения.
Внутренние дворы по периметру опоясывают корпуса в три этажа, предназначенные для учебных и жилых целей. В них располагались учебные классы, спальни воспитанников, квартиры преподавателей и апартаменты Президента Академии.
Главный фасад здания, выходящий к Неве, впечатляет выступающим центральным портиком с двойными колоннами, между которыми возвышаются великолепные копии античных шедевров – статуи Геркулеса и Флоры.
Портик завершается огромным куполом, который венчает скульптурная композиция «фигура Минервы в окружении трех художников». Выступающие портики с колоннами по углам здания придают ему еще большей величественности.
Здание Академии выглядит нарядным. Это касается и внешнего вида, и интерьеров многочисленных залов. Они разнообразны по размерам и оформлению, но их все объединяет единая композиция сооружения.
Многие залы оформлены с особенной роскошью. Например, вестибюль первого этажа и парадная лестница считаются архитектурными шедеврами, а Рафаэлевский и Тициановский залы – поражают воображение.
На протяжении всех отделочных работ оформлением интерьеров занимались ученики Академии, среди них были известные живописцы и скульпторы.
Процесс академического образования был рассчитан на 15 лет с трехлетним обучением в каждом из пяти квалификационных классов. Воспитанники обучались искусству живописи, скульптуры и архитектуры по прекрасным образцам из музея Академии, богатого великолепными шедеврами мирового значения.
Музей Академии
Почти сразу после основания Академии, в 1758 году был создан музей – «Академический музеум». Граф Шувалов подарил Академии около 100 картин, рисунков и скульптур из личной коллекции и этим положил начало богатству музея. Его примеру последовали многие знатные коллекционеры, и скоро это стало доброй традицией.
Сейчас музей насчитывает свыше 50 000 экспонатов и считается одним из самых значительных музеев страны. Его экспозиции располагаются на трех этажах в помещениях так называемого «циркуля». Это анфилада залов, выходящих своими окнами на радиусный внутренний двор.
Первый этаж – коллекция высококачественных слепков с произведений античной и европейской скульптуры и архитектуры.
Второй этаж – собрание лучших работ выпускников Академии и копии с оригинальных полотен художников эпохи Возрождения.
Третий этаж – экспозиция архитектурных моделей знаменитых зданий Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть Смольный, Исаакиевский собор, здание Биржи и модель здания самой Академии.
Поначалу экспонаты музея использовались исключительно в образовательных целях для обучения, но с 1859 года он становится открытым для доступа посетителей.
Советский период
После Октябрьской революции Академия претерпела множество изменений в названии с колючими аббревиатурами – ПГСХУМ, ВХУТЕИН, ИНПИИ. Похоже, во времена создания этих дикобразов не каждый мог их дословно расшифровать, а сейчас они в этом и вовсе не нуждаются.
Годы блокады стали испытанием для сотрудников и воспитанников Академии. Студенты и сотрудники не прекратили работу, и в 1941 году состоялся очередной выпуск, когда для защиты дипломных работ некоторые соискатели вызывались с фронта.
Академия сегодня
Академия стала настоящей кузницей кадров, и из ее стен вышла целая плеяда выдающихся мастеров живописи, скульптуры и архитектуры с мировым именем. Фамилии Брюллов, Кустодиев, Рерих, Шишкин, Стасов у всех на слуху и все эти мастера — выпускники Академии.
Она и сейчас является передовой художественной школой с непререкаемым мировым авторитетом. Только сегодня – это уже Санкт-Петербургский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Здание находится по адресу Университетская набережная, 17.
Академический музей находится в этом же здании и открыт для посещения каждую среду, пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 19.00. В четверг он открывает свои двери с 12.00 до 20.00.
Внимание! Кассы закрываются за час до окончания работы музея.
Есть бесплатные обзорные экскурсии:
- среда – 15.00;
- суббота – 16.00;
- воскресенье – 14.00.
Ближайшие станции метро – Василеостровская и Спортивная-2.
Академия художеств предлагает сегодня дневную и вечернюю форму обучения на 5 факультетах и открыта для всех талантливых любителей изобразительного искусства.