СОДЕРЖАНИЕ
0
3 809 просмотров
27 июля 2020

Михайловский замок — грандиозное здание в стиле романтического классицизма на набережной Мойки и Фонтанки. Этот архитектурный гигант, возведенный в самом центре города, по праву считается самым необычным и загадочным дворцом Санкт-Петербурга.

Мраморный дворец

Царский подарок

Своим появлением дворец обязан желанию императрицы Екатерины II отблагодарить своего фаворита графа Г. Орлова за поддержку в ходе государственного переворота и возведении ее на царский престол осенью 1762 года.

Императрица придавала большое значение этому проекту и говорят, что ей принадлежит художественная идея этого здания. Она даже сделала концептуальный набросок строения и удивила зодчего своими архитектурными познаниями.

Осуществить идеи императрицы взялся талантливый архитектор Антонио Ринальди. Он создал очень эффектное произведение искусства, фасады и интерьеры которого представляют собой настоящую художественную ценность.

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Факт! Императрица была так впечатлена работой Ринальди, что приказала при входе в здание в нише установить скульптурный портрет выдающегося зодчего.

Памятник Александру 3 - Мраморный дворец

Это творение действительно стало праздником изысканного вкуса и элегантности. Его особенность в использовании и искусном художественном сочетании многочисленных видов мрамора и различных видов природного камня. Такая технология отделки зданий была впервые применена в российском зодчестве и дворец является ярким примером инноваций XVIII века.

Общая композиция фасадов и плавный переход цвета снизу вверх, создают впечатление, что здание как будто вырастает из набережной Невы, являясь ее продолжением, а оттенки фасадов верхних этажей стремятся слиться с цветом питерского неба.

Мраморный дворец великолепно вписывается в архитектурный ряд Дворцовой набережной и обогащает его своим величественным видом и художественным совершенством.

Архитектура дворца

Возведение дворца началось в 1768 году и продолжалось вплоть до 1785 года. Эти годы государыня пристально следила за строительной деятельностью и постоянно награждала передовых работников. Денег на строительство не жалели и весь период на площадке работало около 400 лучших мастеров строительного ремесла.

Интересно! Для возведения дворца из казны были выделены невероятные по тем временам средства — около полмиллиона рублей.

В отделке было использовано 32 сорта мрамора и природного камня. Применялся даже полудрагоценный забайкальский лазурит известный еще, как ляпис-глазурь. Глыбы камня доставлялись по Неве, и на месте их обработкой занималась целая артель каменщиков.

Мраморный дворец представляет собой величественное трехэтажное здание строгого архитектурного рисунка. Это подчеркнуто ритмичным чередованием окон и пилястр второго и третьего этажей, что характерно для стилистики раннего классицизма.

Цокольный этаж, отделанный темно-красным фактурным камнем, служит фундаментальным основанием для верхних этажей, выполненных в камне светло-серых оттенков.

Фасады здания выходят на открытые пространства и рассчитаны на эффектное восприятие с дальних расстояний. Балконные двери придают им ярко выраженную центральную симметрию и сбалансированность пропорций. Аттик здания увенчан грациозными вазами из серого доломита, расположенными по всему периметру фасадов.

Строка «Здание Благодарности», расположенная над входом, выражает целевую направленность строения и придает ему одухотворенную осмысленность.

Архитектору удалось создать сбалансированный и цельный образ сооружения, где фактура отделки и архитектурные элементы в гармоничном сочетании выражают главный замысел проекта — олицетворение строгости и величия.

Интерьеры дворца

Интерьеры дворца представляют собой исключительную художественную ценность и поражают своим многоцветием, нарядностью и богатой отделкой.

Основное достояние дворца – Мраморный зал и Парадная лестница. Невероятно, но их интерьеры и сейчас выглядят, как новые.

Парадная лестница

По идее архитектора отделка Парадной лестницы логически должна продолжать стиль, выдержанный на фасадах здания. Использование мрамора серых тонов позволило создать сдержанный облик этого интерьера.

Парадная лестница в Мраморном дворце

Это подчеркивают колонны, высеченные из цельного камня. Перила и балясины лестницы, выполненные из светлого мрамора, расширяют пространство и придают ему легкость и воздушность. Ступени из темно-зеленого песчаника служат надежным основанием и зрительно подтверждают надежность всей конструкции.

Ценный факт! Исключительную ценность представляют скульптурные композиции Парадной лестницы. Это единственный аллегорический ансамбль XVIII века существующий в Санкт-Петербурге.

В нишах располагаются фигуры, символизирующие Утро, День, Ночь и Вечер. Это статуи из светлого мрамора с соответствующими аллегорическими атрибутами.

Выше по лестнице выставлены женская и мужская мраморные статуи, символизирующие Весеннее и Осеннее равноденствие. Венчает композицию плафон «Суд Париса» работы Иосифа Кристи.

Мраморный зал

Мраморный зал является главным интерьерным пространством дворца. Здесь архитектор проявил изящный вкус и творческую фантазию. Необыкновенно гармоничное и художественное сочетание разных оттенков и фактур мрамора создают невероятный зрительный эффект – стены кажутся драгоценными.

Мраморный зал

Здесь нашли применение все оттенки серого и розового уральского камня, желтовато-серого и зеленого итальянского мрамора, а розово-вишневый тивдийский мрамор из Карелии смотрится особенно впечатляюще в этом калейдоскопе красок.

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Интересно! Первоначально зал был одноэтажным. Но в 1844-49 годах во дворце была сделана реконструкция по проекту архитектора А. Брюллова, и зал стал двухъярусным.

Сейчас, в дневное время, он залит светом из многочисленных окон. Стены отделаны пилястрами коринфского ордера с золочеными основаниями и капителями.

Изысканность и гармоничность пространству зала придают круглые барельефы над пилястрами, расположенные по всему периметру. Дополняют интерьер старинные двери, сверкающие золоченной бронзовой отделкой и разноцветный наборный паркет, реконструированный по чертежам XVIII века.

Белый зал

Самое большое помещение во дворце — Белый зал. Он создан в процессе реконструкции здания в 1844-49 годах. Архитектор А. Брюллов использовал в оформлении элементы неоготического стиля, из-за чего зал еще называют Готическим. Пространство двухсветного зала разделено на три части, где колонны в готическом стиле плавно переходят в веерные своды.

Белый зал в Мраморном дворце

На одной из стен размещены фигуры русских витязей, а на противоположной северной стене по ее центру располагается мраморный камин с зеркалом. Это подлинный камин середины XIX века и это единственный камин во дворце, находящийся на своем историческом месте.

История дворца

За время своего существования дворец давал приют многим владельцам. Сначала Екатерина II выкупила здание у представителей семьи Г. Орлова и подарила его своему внуку Константину Павловичу по случаю его женитьбы с принцессой Кобургской. Но вскоре 16-летний муж и 14-летняя жена были выселены из дворца «за плохое поведение».

Возмутительный факт! Великий князь стрелял в залах дворца из пушки. Видимо, все-таки понимая ценность интерьеров, он стрелял не ядрами а… живыми крысами. И, как вишенка на торте, вдобавок «непотребно» обходился с женой.

За эти княжеские безумства их выслали во дворец поскромнее, в район подальше от центра города.

Среди обитателей дворца успели побывать и бывший фаворит Екатерины II король Польши А. Понятовский и многие высокопоставленные государственные особы.

В 20-е годы XIX века император Николай I подарил дворец своему сыну великому князю Константину Николаевичу. Именно при нем придворный архитектор А. Брюллов реконструировал многие интерьеры дворца и его стали именовать «Константиновским».

Однако подлинный расцвет дворец получил при его сыне Константине Константиновиче, президенте Академии художеств и известном поэте Серебряного века.

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Факт! Стихотворные произведения великого князя были широко известны в литературных кругах под псевдонимом «К. Р.» и пользовались успехом.

В период его владения во дворце кипела бурная творческая жизнь. Проходили литературные чтения, играли знаменитые музыканты и разыгрывались спектакли.

После революционных событий 1917 года здание национализировали, и оно стало пристанищем различных министерских учреждений и даже филиала музея В. И. Ленина. Одно время перед дворцом стоял броневик вождя мирового пролетариата.

С 1992 года здание передано Русскому музею. Шедевр русского зодчества стали регулярно реставрировать. Эта непростая задача решается поэтапно и сейчас большая часть здания приобрела свой первоначальный облик.

Мраморный дворец сегодня

Сейчас здание находится в распоряжении Государственного Русского музея и в его залах проходят различные выставки и экскурсии.

Например, выставка коллекции живописи и предметов интерьера, собранная братьями Ржевскими. Здесь особенно интересна коллекция старинных часов XVIII-XIX веков.

Восхищает Выставка «Музей Людвига в Русском музее», где демонстрируются полотна современных европейских и американских художников, а также живописцев из России.

Залы дворца постоянно реставрируются и в них воссоздаются оригинальные интерьеры.

Мраморный дворец располагается на Дворцовой набережной Невы в 15 минутах ходьбы от станций метро «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O