Где находится стрелка Васильевского острова?

Где находится стрелка Васильевского острова?

Где находится стрелка Васильевского острова?
СОДЕРЖАНИЕ
0
174 просмотров
11 августа 2020

Стрелка Васильевского острова — великолепный художественно- архитектурный ансамбль в центре Санкт-Петербурга. Гармоничное сочетание возведенных строений с окружающим ландшафтом придает этому шедевру исключительную выразительность.

Стрелка Васильевского острова

История возникновения

Возникновению этого невероятного архитектурного чуда, как и всего Санкт-Петербурга, цивилизация обязана великому человеку, способному на великие замыслы.

Допетровский период

Восточный мыс Васильевского острова действительно напоминает наконечник стрелы и разделяет невское русло на Большую и Малую Неву. Его освоение, как и всего острова, началось еще в глубокой древности.

Сильная энергетика этого места всегда привлекала разного рода колдунов, шаманов и прочих загадочных личностей. Археологические исследования позволяют утверждать, что на этой территории находились даже дохристианские капища, где волхвы совершали свои языческие обряды.

Когда остров стал Васильевским доподлинно неизвестно, но в писцовой книге 1500 года есть запись о новгородском посаднике Василии Селезне. Существует легенда, согласно которой от его имени и произошло название острова. В начале XVIII века, когда русское побережье Невы было захвачено шведами, остров носил финское название Хирвисаари — Лосиный остров.

Петровский Петербург

Русское название вернулось к острову в 1703 году после основания Санкт-Петербурга. В это же время государь подарил Васильевский остров своему соратнику и первому генерал-губернатору города А. Д. Меншикову за боевые заслуги.

В 1710 году именитый хозяин заложил на берегу Большой Невы шикарный дворец, ставший первым завершенным каменным зданием в Санкт-Петербурге. Однако, «хозяйничал» Меншиков на острове недолго…

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Факт! В 1714 году государь забрал обратно свой подарок и основанием для этого послужили, конечно же, государственные интересы.

Размышляя о будущей планировке новой столицы, Петр I пришел к выводу, что Васильевский остров прекрасно подходит для центрального района города. А, Стрелка Васильевского острова настолько приглянулась государю, что он решил разместить здесь главную городскую площадь.

Первоначальный архитектурный замысел

На момент принятия государственного решения Васильевский остров представлял собой первобытный участок болотистой суши поросшей девственными лесами. Лишь дворец Меншикова возвышался над его просторами.

Создание концепции центрального района столицы самодержец поручил архитектору Доменико Трезини. Уже в 1715 году он начал работу над созданием генерального плана застройки, и в январе 1716 года, перед отъездом в Европу, государь подписал первоначальный вариант проекта.

Памятник Доменико Трезини

Интересно! Не найдено Указов государя или иных государственных документов предписывающих расположение центра города на Васильевском острове. Нет также Указа на утверждение Трезини исполнителем проекта застройки. Подписанный план содержит только подпись Петра I, и на нем нет ни имени архитектора, ни даты подписания проекта.

Утверждение об авторстве Трезини и дате подписания стало возможным в результате изучения переписки государя с ближайшими соратниками и записей в отчетной документации строительных подрядчиков.

Трезини предложил партикулярную разбивку кварталов с сетью прямых улиц-линий. На восточном мысе острова, в окружении жилых строений выделялась трапециевидная центральная площадь города. Так виделась великому архитектору Стрелка Васильевского острова.

Второй вариант застройки острова

В соответствии с проектом на острове начались геодезические и подготовительные работы по разбивке кварталов и началу планировки улиц. В то же время в Россию был приглашен известный французский архитектор Ж. Б. А. Леблон. Ему было поручено создать альтернативный генеральный городской план Санкт-Петербурга.

В начале 1717 года проект был создан и отправлен государю в Париж на утверждение. Идеи Леблона оказались интересными, но касаемо Стрелки Васильевского острова мало чем отличались от проекта Трезини.

Оба архитектора предполагали сделать остров жилым районом, застроенным домами «для именитых» и «зело именитых» господ. Государь велел продолжать строительство по проекту Трезини с учетом расположения водных каналов, предложенных Леблоном.

Однако когда Государь вернулся из Европы, возникла другая идея – строительство здесь культурно-делового центра столицы. К весне 1720 года Трезини создал второй проект застройки восточного мыса. Он предполагал размещение на Стрелке главной площади города в окружении правительственных и таможенных зданий, Мытного двора, кладовых и прочих государственных построек.

Здание «Двенадцати коллегий»

Для размещения чиновников новой государственной машины было решено строить грандиозное здание, объединяющее все правительственные учреждения под одной крышей. Так возникло невероятное по тем временам здание «Двенадцати коллегий».

Здание «Двенадцати коллегий»

Трезини расположил его в направлении с севера на юг, поперек острова между руслами Большой и Малой Невы, и, тем самым, Стрелка Васильевского острова оказалась выделенной, как культурно-деловой центр города.

Здание отделяло главную площадь столицы от основной части острова и становилось ее архитектурной доминантой. Перед восточным фасадом вдоль всего строения был прорыт «долгий» канал для отвода грунтовых вод, придавший виду на здание еще большую выразительность.

Многократное повторение одинакового объемно-планового вида архитектурных модулей постройки точно передавало равноправие и независимость коллегий в государственном аппарате и подчеркивалось единством отделки фасадов и общим ритмическим рисунком элементов здания.

Площадь перед зданием получила название Коллежской. К югу от нее началось возведение здания Кунсткамеры и дворца царицы Прасковьи Федоровны (впоследствии был передан Академии наук). В дальнейшем, Трезини выполнил проекты нового Мытного двора, пакгаузов и здания таможни.

Даже не реализовав весь замысел, архитектор определил облик Стрелки на весь XVIII век, а его постройки оказали влияние на архитектурное решение следующих строений.

Екатерининский период

В эпоху правления Екатерины II встал вопрос о дальнейшем благоустройстве центральной площади города. В 1781 году императрица приняла решение о строительстве каменного здания Биржи и поручила разработку проекта придворному архитектору Джакомо Кваренги.

Стрелка Васильевского острова при Екатерине II

Для Биржи архитектор спроектировал овальную постройку с каменными спусками от портиков здания к реке. Однако заслуженный и опытный архитектор, как говорится, «дал маху». В итоге — здание Биржи не понравилось никому. Главной претензией было несоответствие облика здания окружающему пейзажу. Купцы категорически отказались финансировать дальнейшее строительство, и в 1787 году Екатерина II приказала приостановить проект.

Формирование современного облика Стрелки

Время шло, и Стрелка Васильевского острова требовала создания нового облика.

Здание Биржи

В 1801 году поручение разработать проект новой Биржи получил талантливый французский архитектор Жан Батист Т. Де Томон.

Здание Биржи

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Интересно! Ж. Б. Т. Де Томон — настоящий парижанин, закончивший Королевскую академию архитектуры в Париже и занявший почетное четвертое место на конкурсе выпускных проектов. В результате Французской революции он выехал в Россию, а после перестройки петербургского Большого театра получил признание и в России, и в Европе.

Жан Батист Т. Де Томон

Создавая проект Биржи, архитектор использовал прием «каприччио» — перенос классических объектов в новую среду и придание им современного вида гармоничного с местным ландшафтом.

Подготовительные работы начались весной 1804 года, а торжественная церемония закладки первого камня в основание состоялась 23 июня 1805 года в присутствии императора Александра I.

В итоге, его здание выглядит, как античный храм, окруженный дорической колоннадой (так называемый периптер). С фронтальных фасадов к входу в здание ведут широкие лестницы, а с боковых сторон — пандусы для въезда конных экипажей. Высокие аттики над западным и восточным входами украшены великолепными скульптурами Нептуна и Меркурия. Учитывая особенности петербургского климата, архитектор поставил Биржу на высокий подиум — стилобат.

Факт! Правильность этого решения подтвердило невероятное наводнение 1824 года, затопившее полностью Стрелку и практически весь остров. Однако вода не смогла подняться выше уровня стилобата и заполнить зал Биржи.

На завершение строительства наложили отпечаток Отечественная война 1812 года и некоторые недоработки, выявленные в процессе возведения постройки. В результате, Биржа была передана купечеству лишь в 1816 году.

Архитектурная композиция Стрелки

Хотя Биржа получилась великолепной, но, архитектору долго не давалось решение общего вида всей архитектурной композиции Стрелки. И тут, решающую роль сыграла, разумеется… женщина.

Интересно! Как-то раз, жена принесла Жану утренний кофе. Он посмотрел на овальный поднос, кофейник, окруженный двумя чашками и… снизошло озарение — он увидел то, чем сейчас восхищаются все люди планеты.

Не допив свой кофе, Жан бросился на строительную площадку. По его указанию была сделана искусственная овальная насыпь в оконечности мыса и суша оказалась выдвинутой в невские воды на 123 метра. Было вбито в прибрежную отмель несметное количество свай и отсыпано безбрежное количество грунта.

В результате перед зданием Биржи появилось широкое открытое пространство, придающее объему строения невероятную выразительность. Овальный выступ использовался, как парадная пристань торгового порта. Пологие спуски были оформлены гранитными шарами, а стены набережных — львиными масками.

Легенда! Говорят, что шары вырубил из камня легендарный каменотес Самсон Суханов без использования измерительных инструментов. К слову сказать — шары получились совершенной сферической формы.

В результате предпринятых действий архитектор добился впечатляющего зрительного эффекта, созданного на контрасте величественного силуэта здания Биржи и широкой линии каменных набережных. А затем он сделал «контрольный выстрел» — дал указание установить визуальные акценты очертаний овального выступа. Ими стали знаменитые Ростральные колонны.

Ростральные колонны

Еще со времен Древнего Рима было принято воздвигать колонны в честь побед флота и, как символ могущества морской державы. На Стрелке они выполняют аналогичную функцию.

Ростральные колонны - Стрелка Васильевского острова

Выстроенные к 1810 году, сооружения являются знаковыми элементами всей композиции архитектурного ансамбля. Металлические ростры — символические изображения носовых таранов античных кораблей демонстрируют морские победы России. Основания колонн оформлены скульптурами античных божеств — покровителей морской стихии.

Интересно! В какой-то момент возникла теория, что статуи богов – это символы великих российских рек. Но документальных подтверждений этой теории не существует.

Ростральные колонны во время функционирования морского порта выполняли роль маяков. Но сейчас, огонь на их светильниках-треножниках зажигается лишь в праздничные дни.

Архитектурный ансамбль Стрелки

Интересно отметить, что одновременно с созданием проекта Биржи Де Томоном, выдающийся русский архитектор А. Захаров в 1804-05 годах создал комплексный проект всей Стрелки Васильевского острова. Этот проект и послужил основой последующей застройки.

В соответствии с ним в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини созданы здания двух пакгаузов с юга и севера площади. В это же время завершилось строительство здания таможни, увенчанного шпилем, перекликающимся со шпилем Кунсткамеры. Этими постройками завершилось создание современного облика Стрелки.

Архитектурный ансамбль всего комплекса настолько совершенен, что даже постройка в 1904 году корпусов Повивально-гинекологического института на месте Коллежской площади не испортила его. В 1925 году на овальной оконечности Стрелки был разбит сквер в регулярном стиле, что добавило дополнительной выразительности всему ансамблю.

Стрелка Васильевского острова сегодня

Стрелка Васильевского острова на карте – один из самых частых запросов в сети, касающийся Санкт-Петербурга. Это и понятно, она — излюбленное место молодоженов и искателей счастья. Здесь устраиваются праздники, концерты и народные гуляния.

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Традиция! Если дотянуться до кольца, зажатого в пасти каменного льва на набережной, то можно обеспечить себе дальнейшую счастливую жизнь.

Невероятная энергетика этого места пробуждают в людях самые светлые стремления души, а красота пейзажей и открывающихся видов – завораживает.

Да, это чудо, и оно находится в восточной части Васильевского острова в пешей доступности от станций метро «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Adblock
detector