СОДЕРЖАНИЕ
0
6 542 просмотров
22 июля 2020

Аничков мост
Аничков мост — великолепное архитектурное сооружение, соединяющее Невский проспект на разных берегах реки Фонтанки в единую магистраль. Это один из первых и самых известных мостов Санкт-Петербурга.

Его знаменитые скульптурные композиции являются настоящим произведением искусства и одним из самых узнаваемых символов северной столицы.

История создания шедевра

Перед тем, как обрести современный вид, мост многократно перестраивался и менял свои конструктивные особенности и внешний облик. А началась его история в далекие петровские времена…

Первая переправа на реке Фонтанке

Первый мост через эту реку был построен еще в 1715 году по указу Петра I. В ходе строительства новая столица расширялась и к этому времени вплотную подошла к берегам водной протоки, именовавшейся тогда «Фонтанной рекой». Уперлась в ее берег и одна из главных городских дорог — «Невская першпектива». Государь приказал соединить оба берега этого ерика надежным мостом для выхода на новые территории застройки городских кварталов.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Факт! В 1715 году был издан царский указ о сооружении постоянной переправы через реку, и для этих целей из казны было выделено 50 рублей. В цене же тогда был российский рубль, если на эти деньги можно было построить мост длиной около 150 метров.

Такая длина моста обусловлена тем, что он перекрывал не только саму реку, но и болотистые поймы по обоим ее берегам. В те далекие времена выражение «город на болотах» имело не переносный, а самый буквальный смысл.

Это была полностью деревянная конструкция. Опоры моста были обшиты досками и расписаны под каменный руст для придания мосту презентабельности. Средние дощатые пролеты моста были съемными, и при прохождении кораблей по реке, они сдвигались вручную и так же ставились на постоянное место.

Для создания этого сооружения был призван инженерный батальон специального назначения. Командовал батальоном инженер-подполковник Михаил Аничков. Его фамилия и стала основой для названия моста.

Интересно! Фамилия Аничков правильно произносится с ударением на второй слог, то есть на букву «и». Поэтому, вопреки общеупотребительному произношению названия моста с ударением на букву «А» — название правильно произносить, как «АнИчков мост».

Личный состав батальона был расквартирован на время строительства в финском селении, расположенном неподалеку от переправы. Это селение тоже получило в дальнейшем название — «Аничкова слобода».

Поскольку в те времена берег Фонтанки являлся, по сути, краем города, то на мосту была организована пограничная застава с караульной будкой и шлагбаумом. При въезде в город проверялись документы, и взималась плата.

Интересно! Плата за въезд в город взималась и в денежном и в натуральном выражении. А именно, приезжие могли заплатить за въезд… камнями. Они были очень востребованы в строительстве и поэтому ценились очень высоко.

Однако в ночное время даже с камнями простой люд не имел возможности въехать в столицу. Проезд обычному народу в это время был закрыт и разрешен лишь дворянам.

Второй вариант моста

В 1721 году назрела необходимость реконструкции сооружения. Под руководством Германа ван Болеса с участием Доменико Трезини была сделана значительная перестройка и совершенствование конструкции. Мост был расширен и стал насчитывать 18 пролетов. На тот момент Фонтанку расширили и углубили.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Во время основания Санкт-Петербурга река, вытекавшая из Невы и впадавшая в Большую Неву, называлась Безымянным ериком. После того, как в нее начала сливаться вода из фонтанов Летнего сада, она стала именоваться Фонтанной рекой. В 1738 году река получила современное название Фонтанка.

Судоходство по реке стало более интенсивным и вручную сдвигать средние пролеты стало делом очень нерациональным. Конструкцию усовершенствовали и средние пролеты стали подъемными, что значительно ускорило процесс разведения моста.

Берег Фонтанки все еще оставался окраиной города и поэтому мост разводили на ночь, чтобы воспрепятствовать посещению городских улиц любопытными и голодными волками. Не пришлись по душе жителям эти милые создания в качестве зоологических туристов.

В дальнейшем, мост периодически ремонтировался по разным причинам вплоть до 1742 года. Одной из причин стал подарок персидского шаха российской императрице.

Интересно! Шах по широте душевной подарил государыне несколько индийских слонов в знак своей искренней дружбы.

Этих, диковинных для россиян, животных должны были феерично провести по Невскому проспекту и для этих целей основательно укрепили опоры моста, чтобы он подставил иноземным зверькам свое «крепкое плечо». Мост с честью справился со своей ролью, во всяком случае, массовое купание слонов в Фонтанке истории неизвестно.

Третий вариант моста

В 1749 году в истории Аничкова моста снова появляется новый вариант инженерной конструкции. По проекту архитектора С. Волкова был построен следующий многоопорный мост из дерева.

Аничков мост - 18 век

Он стал намного крепче и надежней по сравнению с предшественником и перестал быть разводным. Однако, в архитектурном плане новый вариант сооружения ничего особенного из себя не представлял.

Есть подлинный чертеж 1750 года из которого видно, что Аничков мост того времени — деревянная постройка на свайной основе с обычным балочным перекрытием пролетов. Несущие опоры были обшиты щитами из досок и раскрашены под каменную кладку. Дешево и сердито.

Четвертый вариант

В 1780-х годах по приказу императрицы Екатерины II набережные рек и каналов Санкт-Петербурга стали «одеваться» в камень и река Фонтанка не стала исключением.

Был разработан единый план оформления берегов реки и строительные работы по его воплощению возглавил генерал Ф. В. Бауэр. Были облицованы камнем речные набережные и оборудованы удобные спуски к воде.

В то же время по проекту француза Ж. Р. Перроне были построены 7 однотипных мостов через реку. Все они были каменные с центральными разводными пролетами из дерева.

Факт! Подъемный механизм был установлен в «быках» — башнях по углам разводных пролетов.

Один из тех мостов можно увидеть сегодня в первоначальной конструкции — это мост Ломоносова. По его облику можно понять, как выглядел Аничков мост, построенный в 1783-х годах.

Его боковые пролеты с каменными сводами имели одинаковую величину, а средние деревянные пролеты были разводными и поднимались специальным подъемным механизмом. Для приведения этого уникального механизма в действие достаточно было усилий всего двух человек.

Пятый — современный вариант

Развитие города и Невского проспекта предъявляло новые требования к конструкции и пропускной способности Аничкова моста. Его ширина была намного уже Невского проспекта, и мост не справлялся с возраставшим потоком транспорта на главной магистрали города. Инженер И. Ф. Бутац разработал проект нового сооружения, и в 1841 году началось строительство переправы через Фонтанку. Это была совершенно новая конструкция неразводного моста.

Факт! Ширина моста сравнялась с шириной Невского проспекта, он стал каменным и трехпролетным.

Каждый из трех пролетов представлял собой арочную конструкцию с кирпичным сводом. Несущие опоры и кирпичные своды арок пролетов были облицованы камнем в стиле набережных Фонтанки.

Появились чугунные перила с художественной решеткой. Изображения пар русалок и морских коньков являются самостоятельным художественным произведением. Это создание архитектора Карла Шинкеля уже красовалось на тот момент на Дворцовой площади в Берлине.

Перила Аничкова моста в точности повторяли берлинский шедевр. С каждой стороны перила завершались каменными пьедесталами, явно предназначенными для размещения великолепных изваяний. И, вскоре они появились. Ими стали действительно великолепные скульптурные композиции «Укрощение коней» авторства барона П. К. Клодта.

Барон Клодт

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Первоначально эти замечательные скульптуры предназначались для установки перед [link_webnavoz]Академией художеств[/link_webnavoz], но Египетские сфинксы, несмотря на 3-х тысячелетнюю историю, оказались «расторопнее» и именно они красуются сейчас перед Академией.

Тогда Клодт предложил разместить своих коней на постаментах Аничкова моста и император Николай I полностью поддержал эту идею. Государь очень торопился ввести новый мост в эксплуатацию, и его сооружали «стахановскими» темпами.

Через полгода, на удивление жителей города, мост был построен, и в ноябре 1841 года состоялось торжественное открытие сооружения.

На западной стороне моста, выходящей на Садовую улицу, были установлены две бронзовые скульптуры Клодта. На восточной стороне, выходящей на Литейный проспект, их гипсовые копии, выкрашенные «под бронзу»

Новый мост восхитил современников. Жители города, завороженные динамикой и экспрессией скульптурных образов, толпами собирались у моста полюбоваться творением талантливого скульптора.

Газеты даже писали, что он открыл новое направление в искусстве — раскрытие душевных взаимоотношений коня и человека.

Скульптурные композиции Аничкова моста

После установки бронзовых изваяний и их гипсовых копий Клодт принялся за отливку статуй из бронзы для замены их на «временные поделки из гипса». Вскоре две новые статуи заняли свое место на пьедесталах моста, Однако, эти места оказались, словно «заговоренными». Не успели жители города полюбоваться полным комплектом бронзовых изваяний, как новые скульптуры уже снимали с «не насиженных» еще постаментов. Император Николай I решил подарить их прусскому королю.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересный факт! Фридрих Вильгельм IV, увидев скульптуры на мосту, пришел в неконтролируемый восторг и таки выклянчил их у российского императора.

Поэтому, прямо с пьедестала скульптуры отправились в Берлин, где находятся и, по сей день. Но, это было только начало «конской» эпопеи. Очень быстро Клодт отлил, в смысле изготовил, еще две копии бронзовых оригиналов.

В 1844 году их снова установили на пьедесталы моста. И снова эти места оказались для них транзитными. Вскоре, император подарил их королю всех Сицилий Фердинанду II, и они украсили его дворец в Неаполе. И дальше, коней понесло …

Клодт не успевал их сделать, как они оказывались уже предназначенными для другого важного расположения. Их снимали с Аничкова моста и отвозили на новые объекты. Так бронзовые копии знаменитых скульптур появились и в Петергофе и в Стрельне, и в усадьбе Голицыных.

К 1850 году скульптор решил остановить этот круговорот копий в природе и создал две новые скульптуры, развивающие тему противоборства человека и стихии. Именно так трактовались образы коня и водничего в скульптурных композициях.

Художественные образы скульптур барона Клодта

В 1851 году на пустующие пьедесталы были установлены две новые скульптурные композиции, наполняющие весь пластический архитектурный ансамбль единым смыслом.

Каждая скульптурная «единица» рассказывает об этапах борьбы человека с силами природы в образе дикого необъезженного скакуна. Это драматическая история, рассказанная средствами пластики и скульптурной динамики форм.

4 скульптуры Аничкова моста

Первая скульптура явно раскрывает начало борьбы за главенство в противостоянии характеров человека и лошади. Она отчетливо показывает, как сильна стихия и водничий, который лежа на земле, изо всех сил пытается удержать левой рукой вставшего на дыбы разъяренного скакуна.

Вторая скульптура передает развитие этой борьбы и постепенное доминирование человека. Водничий встал уже на одно колено и двумя руками надежно держит скакуна под уздцы.

Третья скульптура доказывает, что человек способен укротить даже самое дикое и своенравное животное. Он уже твердо встал на ноги и могучим движением осаживает коня и накидывает на него попону.

Четвертая скульптура демонстрирует финал истории. Водничий полностью подчинил себе неукротимого жеребца и идет рядом с ним, всего лишь одной рукой придерживая узду, и всем своим видом олицетворяет образ хозяина положения. Эта композиция ярко демонстрирует торжество разума в борьбе со стихией и уверенную победу человека над непокорным скакуном.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! В версии Клодта, всадник, укрощающий коня, именуется водничим. Скульптор так и презентовал свои статуи под названием «Конь и водничий».

Эволюцию противоборства подчеркивают даже мелкие детали, незаметные с первого взгляда. Так, кони на первых двух скульптурах, олицетворяющих начало поединка, еще дикие и необъезженные и не имеют подков. А на вторых двух композициях скакуны уже поддались укрощению, и это скульптор подчеркнул подковами на их копытах. Но среди жителей города бытует еще одно мнение…

Легенда! Считается, что одни кони с подковами потому, что идут в сторону от Литейного проспекта, где раньше располагались кузницы и где подковывали всех лошадей в городе. А два других скакуна идут в сторону Литейного и возможность приобрести подковы у них еще впереди.

Скульптурные образы на Аничковом мосту породили среди жителей Петербурга множество баек, анекдотов и забавных историй. И для этого действительно есть веские причины…

Народные предания о скульптурах Клодта

На одной из скульптур в изображении коня ваятель отошел от законов природы и позволил себе зоологическую вольность. Этого скакуна он обделил естественными признаками самца, какие, собственно, и послужили основой для нарицательного определения «жеребец».

Так, у этого скакуна вместо «этого» совсем не «это», а нечто, напоминающее лицо человека. Доподлинно неизвестно, что хотел сказать скульптор этим смелым зоологическим экспериментом, но существует легенда…

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Легенда! Говорят, добродушный по натуре, Клодт испытывал неприязнь всего к двум людям — к Наполеону и любовнику своей жены. И желая дать выход этому своему настроению, он изобразил лицо одного из них вместо привычного конского атрибута.

О лице любовника жены Клодта история умалчивает, а вот очертания лица Наполеона знатоки сумели разглядеть, часами напряженно вглядываясь под хвост смущенного скакуна.

Все байки и анекдоты о скульптурах, разумеется, говорят о большой народной любви к этим произведениям искусства. Ну, а как иначе объяснить душевное прозвище, данное мосту жителями города, сразу после установки всех скульптурных композиций. Он получил поэтическое прозвище — «мост восемнадцати яиц».

Считая скакунов и людей в скульптурах, можно усомниться в математических способностях народа, но с арифметикой у жителей Петербурга было все в порядке. Ибо, под расчет попадал и городничий, в те времена находившийся у моста круглосуточно.

Поэтому в народном прозвище все учтено и оно математически обосновано. Пост городничего у моста оставался вплоть до 1917 года, и после его упразднения количественная составляющая прозвища была наверняка пересмотрена жителями северной столицы.

Реконструкция Аничкова моста

Надо сказать, что спешка в строительстве моста привела к серьезным конструкторским недоработкам. Они уже к 1843 году привели к деформации несущих опор и арочных сводов пролетов.

На протяжении нескольких лет проводились периодические исследования деформаций, и они подтвердили, что разрушительный процесс продолжается. А после очередного планового контроля в 1902 году ответственная комиссия признала состояние сооружения критическим.

Реконструкция Аничкова моста

Было принято решение незамедлительно начать реконструкцию моста. Однако «незамедлительно» растянулось на долгих четыре года. Ведущие специалисты в области архитектуры никак не могли договориться и выработать единый план реконструкции.

Одни предлагали заменить каменные несущие конструкции металлическими балками арочного типа. Некоторые считали, что нужно обойтись «каменным» способом исключения деформаций.

В результате, удалось все-таки выработать единые рекомендации и найти приемлемое решение, позволяющее внешний облик моста оставить неизменным. В 1906 году Городская дума утвердила архитектурный проект реконструкции сооружения и процесс начался.

Восстановительными работами руководил архитектор П. В. Щусев и в 1908 году они с успехом закончились. Была сделана перестройка пролетов сооружения. Кирпичные своды были выложены по новому контуру и отделаны розовым камнем.

Несущие конструкции моста стали представлять собой отдельные секции и стыки между ними заполнил рольный свинец. В результате восстановительных деяний мост приобрел современный облик, имеющий место быть и по сей день.

Годы блокады

В период героической обороны города мост неоднократно подвергался налетам вражеской авиации и артиллерийским обстрелам.

Скульптуры коней с Аничкова моста закапывают во время блокады

Перила и постаменты моста были сильно повреждены, но ценные статуи жители успели спрятать и защитить от вражеских налетов.

Их сняли с пьедесталов и закопали в саду «Дворца пионеров». После окончания блокады были проведены реставрационные работы, и все повреждения на мосту были отремонтированы.

Лишь на одном постаменте оставили след от вражеского осколка, как печать тех боевых лет. Конные статуи были возвращены на свои пьедесталы к 1 мая 1945 года.

Современный период

В процессе эксплуатации, в разные годы второй половины XX века, проводились плановые реставрационные работы, и конструкции моста постоянно поддерживались в рабочем состоянии.

Аничков мост в советский период

В середине 1990-х годов были обновлены перила моста. Они были отлиты заново в городе Снежинск на предприятии Федерального Ядерного Центра. На перилах есть эмблема Центра в виде снежинки и ядра атома с вращающимися протонами.

В 2008 году были проведены капитальные восстановительные работы по реставрации арочных пролетов.

И сейчас, мост продолжает исправно «трудиться» на благо города и радовать своим обликом жителей и гостей северной столицы.

Великолепный архитектурный шедевр можно найти по адресу: Невский проспект на пересечении реки Фонтанки. Ближайшая станция метро «Гостиный двор».

Рейтинг автора
Автор статьи
Написано статей
5

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O