СОДЕРЖАНИЕ
0
47 749 просмотров
05 августа 2020


Эрмитаж – грандиозный музей мирового масштаба. Он стоит в одном ряду с такими грандами, как французский Лувр, американский Метрополитен и Британский музей в Лондоне.

Изначально, французское слово ermitage означало «место уединения». Однако история распорядилась так, что это слово приобрело совершенно иное значение и теперь оно понятно без перевода любому жителю планеты.

Эрмитаж

История Эрмитажа

Комфорт — это все, что хотела получить Екатерина II, когда приказала выстроить рядом с Зимним дворцом небольшой особняк, где она могла бы уединиться от многочисленных придворных.

В 1764 г. началось строительство дворца по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота. Когда в 1775 г. он был построен, в нем часто устраивались чаепития, театральные представления и поэтические вечера. Екатерина II называла эти развлечения «малыми эрмитажными собраниями», поэтому и особняк стали называть Эрмитажем.

В 1764 г. императрица приобретает у немецкого купца И.Э. Гоцковского первую коллекцию живописи из 225 полотен известных фламандских, голландских и итальянских художников (точнее, немецкий купец предложил их в счет уплаты своего долга российской казне).

Идея создания музея

Когда картины развесили на стенах, императрица, увидев их великолепие, решила создать лучший выставочный комплекс изобразительного искусства в Европе. Она издала указ о покупке художественных шедевров мирового значения и специально обученные люди отправились на поиски ценностей искусства и культуры для пополнения сокровищ.

Новое значение слова

Выполнение указа вскоре стало приносить ощутимые плоды – в Россию начали поступать художественные произведения исключительной ценности. Например, в 1769 г. в Дрездене была выкуплена богатая подборка полотен. Она насчитывала свыше 600 полотен европейских живописцев, в их числе были полотна Тициана и Белотто. Эрмитаж Екатерины II перестал быть уединенным местом.

Знаковое значение имело приобретение великолепной коллекции барона Кроза — свыше 400 полотен, среди которых работы таких мастеров 16-18 вв. Рафаэль, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Ван Дейк.

Рекорд! Эрмитаж является самой большой картинной галереей в мире.

Развитие императорской коллекции

В дальнейшем скупались не только картины, но и скульптуры, античные древности и редкая нумизматика. Каталог картин насчитывал к тому времени 2080 полотен. Дворец больше не вмещал все это великолепие, и императрица приказала строить здание для достойной презентации всех шедевров.

Интересно! Сейчас общая протяженность залов составляет 24 километра.

Архитектор Ю.М. Фельтен в 1771 г. взялся за это почетное поручение. Поскольку новый особняк был больших размеров, логичным стало и его название – Большой Эрмитаж.

В 1787 г., когда строительство завершилось — художественные сокровища получили великолепную шкатулку для своего содержания. Здание органично вписалось в архитектурный ансамбль Дворцовой площади и само по себе стало шедевром русского зодчества в стиле классицизма 18 века.

Папское благословение

Екатерина II всегда хотела иметь в своей сокровищнице самые лучшие произведения искусства. К ним, несомненно, относились знаменитые лоджии Рафаэля в папском дворце в Ватикане.

Императрица была очарована их красотой и решила создать достойную копию в России. С папского благословения русские живописцы отправились в Ватикан. Они создали точнейшие копии всех фресок и смогли создать росписи, практически не отличимые от оригинала.

Сделано было, что называется, «один в один» и теперь в России есть свои лоджии Рафаэля. Находится эта красота в зале 227 Большого Эрмитажа.

Государственный Эрмитаж

Создание частной императорской коллекции приобрело масштабы государственного проекта. Начал формироваться целый музейный комплекс.

В 1783 г. Екатерина II приказала построить Эрмитажный театр, и к 1787 г. он был построен. Между и Большим Эрмитажем был сделан арочный переход.

В этот период были приобретены полотна Рембрандта и Рубенса, а также статуи, созданные Кановой – «Психея и Амур», «Геба», «Танцовщица».

Когда же все строения оказались заполнены музейным ассортиментом, вновь поступающие шедевры стали размещать в загородных резиденциях.

Выход на новый уровень

К середине 19 века количество картин, скульптур, художественных сокровищ и артефактов достигло критической массы. Экспонаты музея перестали быть частной царской собственностью и стали национальным богатством и достоянием всего государства.

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Интересный факт! Попасть в Эрмитаж обычному человеку можно было лишь по специальному разрешению и даже такой «обычный человек», как А.С. Пушкин смог получить абонемент на посещение только по рекомендации Жуковского, который был гувернером сына императора. Пушкин радовался абонементу, как ребенок.

В итоге было решено сделать произведения искусства доступными для всех представителей общества, а для размещения экспозиций и выставок к 1851 г. был построен Новый Эрмитаж.

В 1852 г. Николай 1 издал указ о создании публичного Императорского музея Эрмитаж. В этом же году состоялось торжественное открытие, которое сопровождалось банкетом на 600 персон и театрализованным представлением в Эрмитажном театре.

Современный выставочный комплекс

В Новом Эрмитаже музей просуществовал до 1925 г. После Октябрьской революции произошла национализация всех частных художественных сокровищ, в результате чего количество эрмитажных ценностей увеличилось в четыре раза.

Государственный Эрмитаж сейчас – это сложнейший музейно-выставочный комплекс. Количество эрмитажных экспонатов превышает 3 000 000 единиц.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересный факт! Если затрачивать на изучение каждого экспоната всего одну минуту, то для того, что бы изучить их все, понадобится 8 лет.

Структура музейного комплекса

Государственный Эрмитаж в настоящее время включает ряд объектов, шесть из которых находятся на Дворцовой набережной 30-38. Они связаны друг с другом переходами и работают ежедневно с 10.30 до 18.00:

Название

посторйки

Стиль Составитель проекта/

архитектор

Кто основал Строительство примечания
Зимний дворец барокко Ф.Растрелли Императрица Елизавета 1754—1762 гг. Эта постройка дворца — пятая по счету
Эрмитажный театр классицизм Джакомо Кваренги Екатерина II 1783—1787 гг. Здесь обитал архитектор Джакомо Кваренги и академик Иосиф Орбели
Большой Эрмитаж (Старый) классицизм Ю.М. Фельтен Екатерина II 1771—1787 гг. В нем планировалось размещать только художественные коллекции
Малый Эрмитаж классицизм Ж.Б. Валлен-Деламот,

Ю.М. Фельтен

Екатерина II 1764—1775 гг. В здании обитали фавориты царицы, вкл. графа Орлова; княжна Мария Николаевна, Великий князь Николай Александрович и обер-гофмаршал Андрей Шувалов
Новый Эрмитаж

 

неогрек Лео фон Кленце/

В.П. Стасов

 Николай I 1842—1851 гг. Знаменит: портиком и фигурами атлантов
Запасной дом Зимнего дворца

 

классицизм Н.Ф. Беккер

Д. Трезини

Феодосей Скляев/ инициатор перестройки —

Великий князь Алексей Александрович

1720—е/перестройка — 1877-1878 гг. В реестре ОКН значится, как Дом Ф.М. Скляева. В нем находится НЦ Эрмитажа, проводятся исследования и реставрация. В доме проживал С.Ю. Витте.

Какая часть Эрмитажа вам нравится больше всего?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Другие объекты, которые находятся в распоряжении музея

Название филиала Место нахождения Режим работы
здание Главного штаба (филиал музея в восточном крыле) Дворцовая площадь, 6/8 с 10.30 до 18.00
музей Императорского фарфорового завода просп. Обуховской Обороны, 151, этаж 4
Меншиковский дворец Университетская наб., 15 с 10.30 до 17.00
РХЦ «Старая деревня» ул. Заусадебная, 37 с 10.30 до 19.00

Новый век открыл для Эрмитажа двери в Европу – его представительства появились по всему миру в Англии и США, Венеции и Италии, а также в Нидерландах. В городах России также были открыты филиалы (Эрмитаж-центры) музея: в Екатеринбурге и Казани, Омске и Выборге.

Малый Эрмитаж

Это здание в стиле классицизма представляет собой часть императорского дворцового ансамбля. Оно было спроектировано зодчими Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном в 1764 г. и строилось до 1775 г..

Малый Эрмитаж

В результате получился любопытный симбиоз строгого классицизма и помпезного барокко. Два противоположных фасада – как две стороны одной медали. Один, выходящий на набережную Невы, провозглашает незыблемость принципов кондового классицизма, а другой — на линии фасадов Зимнего дворца вторит им барочными мотивами.

Интересно! В Малом Эрмитаже появилась первая художественная презентация картин и предметов искусства.

В Романовской галерее выставлены предметы средневековья, украшенные эмалями, есть выставка фаянсовой посуды. Из этой галереи можно пройти к экспозициям голландской и фламандской школы рисунка.

В Петровской галерее восхищают немецкие полотна и скульптуры 15-18 веков. Обязательным для ознакомления является Павильонный зал. Его великолепный интерьер заставит задержаться здесь надолго. В этом пространстве можно увидеть замечательные часы Павлин. Их мелодичная музыка звучит каждую среду в 19 часов.

Все помещения имеют определенную тематику и отведены для:

  • экспонатов Античного мира – Римские мозаики и Римский рельеф;
  • работ живописцев Германии, Голландии, Фландрии и Нидерландов 15-18 вв.;
  • Романовской галереи с отделами Европейского средневековья и живописи Нидерландов 15 в.

По арочному переходу второго этажа можно перейти в следующий корпус.

Большой Эрмитаж

Это величественное здание в духе раннего классицизма построено в 1771–1787 гг. Главный фасад продолжает одну линию достопримечательностей Дворцовой набережной. После того, как был возведен Новый Эрмитаж, название Большого изменилось, теперь это — Старый Эрмитаж.

Большой Эрмитаж

Архитектор Ю.М. Фельтен выдержал дизайн сооружения в строгом и лаконичном духе кондового классицизма с целью подчеркнуть пышность и значимость Зимнего дворца, как основного сооружения дворцового ансамбля.

На втором этаже Старого Эрмитажа располагается самая значительная и, пожалуй, самая ценная часть сокровищ. Здесь, в Двусветном зале, выставлены такие знаменитые шедевры, как «Мадонна с цветком» и «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи.

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Поправка! Холсты имеют иные названия – «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» соответственно. Они получили их по именам бывших владельцев – российского архитектора Бенуа и миланских герцогов Литта.

До второй половины 19 в. считалось, что в фондах находятся 24 творения Леонардо да Винчи. Однако с развитием искусствоведения тест на подлинность прошли только эти две красавицы. Остальные оказались написаны учениками и последователями гениального мастера. Их стали называть леонардесками. Яркий пример этих подражаний – известная «Донна Нуда», лицо которой — чистая Мона Лиза.

Надворная анфилада богата презентациями итальянской акварели. В зале Тициана представлены «Даная», «Кающаяся Мария Магдалена» и «Святой Себастьян». Это одни из главных работ автора и они, по праву, являются гордостью фондов.

В павильоне искусства Италии 16 в. можно полюбоваться холстами венецианских живописцев этого периода – Якола Пальма, Лоренцо Лото, Джованни Батиста Чима де Конельяно. Но, самым значительным шедевром здесь считается, несомненно, произведение «Юдифь» Джорджоне – одно из немногих подлинных полотен автора.

Таким образом, залы Большого Эрмитажа отведены под:

  • италийские вазы периода расцвета;
  • творчество Италии и Венеции эпохи Возрождения 13-16 вв.;
  • шедевры Леонардо да Винчи;
  • леонардески;
  • работы Тициана.

Новый Эрмитаж

Здание построено специально для размещения музейной коллекции. Император Николай I поручил этот проект признанному мастеру в области музейной архитектуры немецкому зодчему Лео фон Кленце, который спроектировал величественное строение с прямыми строгими линиями и сбалансированными архитектурными объемами. Реализовали проект российские архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов.

Новый Эрмитаж

Отличительной особенностью постройки является выступающий вперед фасадный портик, своды которого поддерживают величественные фигуры десяти атлантов из серого сердобольского камня. Они сделаны русскими каменотесами в мастерской скульптора А.И. Теребеева.

Этаж I

Первый этаж здания – это помещения, оформленные в духе античности. Здесь выставлены собрания древностей и скульптур, экспозиции «Юпитер. Искусство Древнего Рима 1-4 веков» и «Искусство Древней Греции 4 века до н. э.». Исключительно редким экспонатом является статуя Венеры в павильоне Диониса, которую привезли из Рима в 1718 г. в подарок Петру I.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересный факт! Гордостью музея является Колывановская ваза, впечатляющая своими размерами — ее пришлось устанавливать в павильоне «Большой вазы» до возведения стен. Она сделана из яшмы и весит 19 тонн. Ее диаметр – 5 метров. Это самая большая ваза в мире.

Этаж II

Три центральных помещения второго этажа имеют стеклянный участок крыши и называются «Просветами». Эта особенность создает уникальное освещение, позволяющее очень выгодно представить произведения живописи. В этих помещениях размещается Картинная галерея для демонстрации работ мастеров испанской и итальянской школы рисования (собранных по группам):

  • «Малый итальянский Просвет» — полотна итальянских живописцев 16-18 вв. Среди них особо выделяются творения П. Веронезе и Я. Тинторетто.
  • «Большой итальянский Просвет» — собрание работ итальянцев Л.Джордано, Дж. Кресли и Дж. Б. Тьеполо.
  • «Испанский Просвет» — живопись Испании 18 века. Здесь выставлены знаменитые холсты Д. Веласкеса – «Завтрак» и «Портрет Оливареса».

Наряду с Просветами на этом этаже находится еще множество экспозиционных площадок, где выставлены одни из самых ценных сокровищ фондов. Это павильоны голландской, фламандской и итальянской школы рисунка.

Жемчужины музейного комплекса — это выставки великих живописцев:

  • Рафаэль. Здесь представлены холст флорентийского периода «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле». Приставку «Конестабиле» Мадонна получила от фамилии семейства, у которого купил картину российский император.

Интересный факт! «Мадонна Конестабиле» — это женщина, представляющая собой собирательный образ прекрасных современниц автора. Но, впоследствии, Рафаэль встретил в своей жизни реальную женщину с такими чертами, и она стала его единственной музой, чей лик красуется на всех его последующих работах.

  • Ван Дейк. Собрание работ этого выдающегося автора насчитывает 24 полотна. Здесь, среди прочих, демонстрируются «Мужской портрет», «Автопортрет» и «Портрет Уильяма Чалонера».

Интересно! Среди этих творений есть полотно, выделяющееся не только гениальным исполнением, но и ошибкой великого художника. Это – «Портрет Карла Первого», где у короля обе перчатки правые.

  • Рубенс. Собрание картин великого фламандца составляет 22 гениальных полотна и 19 набросков. Среди них блистают – «Персей и Андромеда» и «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Союз Земли и Воды» и «Возчики камней».
  • Рембрандт. В фондах находится коллекция из 24 полотен – самая большая за пределами родины гения. В их числе «Флора». «Блудный сын», «Портрет старика в красном».

Таким образом, залы второго этажа могут порадовать:

  • живописью и фресками Рафаэля;
  • Итальянским и Испанским кабинетами;
  • Малым и Большим итальянским, а также Испанским просветами;
  • европейской скульптурой 19 века;
  • голландской живописью 17 века;
  • отдельными пространствами для работ Снайдерса, Ван Дейка, Рубенса и Рембрандта.

Отдельный интерес представляет Рыцарский зал, в котором выставлены доспехи и оружие разных эпох.

Зимний дворец

Эта роскошная резиденция российских императоров была построена в 1762 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор Растрелли создал ее в стиле пышного барокко. Дворец оставался резиденцией императоров вплоть до 1904 г., после чего здание начинает использоваться как музей.

Зимний дворец

Интересный факт! Изящные статуи на крыше скрывают… печные дымоходы.

Первый этаж. Весь этаж отведен под археологические экспонаты, предметы искусства народов различных регионов Сибири и образцы культуры Средней Азии. Есть экспозиции, демонстрирующие изделия народов Кавказа, древнего государства Урарту и выставки, рассказывающие о культуре Ближнего Востока и Северной Африки.

Второй этаж. В помещениях с великолепными интерьерами можно ознакомиться с искусством Западной Европы и портретной галереей семейства Романовых, экспозицией интерьеров дворянского быта и благородным Александровским залом, где можно надолго задержаться, восхищаясь великолепными изделиями из серебра.

Третий этаж. Здесь выставлены собрания изделий стран Ближнего Востока, Китая и Индии. Есть залы представляющие предметы искусства древней Византии, интереснейшая выставка, посвященная древней Японии и павильон с буддийскими реликвиями и сокровищами Тибета.

Эрмитажный театр

Построен в 1787 году зодчим Джакомо Кваренги в стиле русского классицизма.

Эрмитажный театр

Раньше на этом месте возвышался Зимний дворец Петра 1.Однако строение обветшало и цокольный фундамент послужил основой для стен Эрмитажного театра. Его величественный фасад с изящной и стройной колоннадой второго яруса прекрасно дополнил линию построек Дворцовой набережной.

Сейчас в Эрмитажном театре размещена экспозиция — небольшая, но очень показательная. В восстановленных помещениях кабинета, столовой и токарной мастерской можно ознакомиться с подлинными вещами Петра I и предметами императорского быта.

Меншиковский дворец

Это первое каменное здание города, возведенное в 1714 г. в духе петровского барокко. Музею дворец передан в 1981 г. и в ходе восстановительных работ было решено воссоздать в нем интерьеры начала 18 века. Это, прежде всего, парадные залы и Ореховый кабинет.

Меншиковский дворец

Сейчас во дворце размещена экспозиция «Культура России первой трети 18 века». На ней представлены произведения живописи, скульптуры и предметы прикладного творчества этого периода. Из интерьеров особенно выделяются изразцовые комнаты, отделанные кафелем в голландском духе. Таких цельных образцов подобного жанра не существует даже в Европе.

Для знакомства с этим филиалом лучше подойти к строению со стороны стрелки Васильевского острова. С этого ракурса оно выглядит во всей красе.

Здание Главного штаба

Главный штаб — внушительное строение признано лучшим образцом архитектуры в стиле ампир. Возведенное по проекту талантливого зодчего Карло Росси в 1832 г., оно символизирует непоколебимую мощь российской армии.

Центральным звеном постройки выступает Триумфальная арка, олицетворяющая победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Сейчас в части сооружения продолжают располагаться некоторые отделы военных ведомств, а часть отдана под демонстрационные площадки.

Каждый из четырех этажей музейного комплекса отличает собственная тематика. Первый отведен под магазины, лекторий и служебные помещения.

На втором расположилась презентация, рассказывающая о финансовых достижениях финансового министерства и экспозиция предметов быта народов Африки.

Третий богат холстами европейских художников 19 в., Гвардейским музеем и коллекцией Фаберже.

Четвертый этаж самый значительный. Здесь царствуют импрессионисты. На персональных выставках представлены легендарные полотна Ван Гога, Ренуара и Моне, Гогена, Пикассо и Кандинского. В холлах размещены выставки художников 20 в.

В целом, штабной филиал – интереснейший выставочный комплекс, где наряду с постоянными экспозициями, регулярно проводятся новые выставки современного творчества. Это цельное тематическое арт-пространство, а во время проведения современных презентаций – настоящий молодежный центр, объединяющий всех любителей креативного творчества.

РХЦ «Старая деревня»

Это современный музейный комплекс, где при осмотре тематически подобранных экспонатов Фондового корпуса можно изучить историю русской культуры и Востока, ознакомиться с западноевропейским творчеством и археологическими находками Восточной Европы и Сибири.

Однако экспонаты Эрмитажа, представленные в реставрационно-хранительском центре, на этом не заканчиваются. Здесь размещен необычный театр шпалер, где демонстрируются экземпляры конных экипажей и старинных гобеленов, а также линейка царских, дворянских и почтовых карет.

Увидеть все это возможно недалеко от станции метро «Старая Деревня», по ул. Заусадебная, 37А.

Музей Императорский фарфоровый завод

Музей функционирует с 1844 г., когда Николай I решил собрать коллекцию образцов русского фарфора. За это время в нем скопилось больше 30 000 экземпляров фарфора не только из России, но и из Японии и Китая. Среди них есть предметы, не имеющие аналогов во всем мире.

Выставочный комплекс располагается на проспекте Обуховской обороны, 151 (территория завода).

Эрмитажные коты

В штате сотрудников Эрмитажа есть особенная должность – должность эрмитажного кота. Да, именно так — по Эрмитажу важно расхаживают сотни пушистых служителей музея.

История их появления берет свое начало в середине 18 века. Тогда только строился Зимний дворец, но уже было очевидно, что его сожрут мыши и крысы еще до окончания строительства.

Стены представляли собой дуршлаг в результате мышиного господства. И тогда императрице Елизавете Петровне рассказали историю о казанских котах, избавивших город от мышей. Императрица тут же приказала привезти 30 котов из Казани для борьбы с Петербургскими грызунами.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Пока ждали казанских «усатых-полосатых» подвалы Эрмитажа заселили пушистыми потомками кота Петра I, которого царь самолично привез из Голландии.

Коты очистили Зимний от мышей и по ходу строительства филиалов постепенно завладели всеми его зданиями. Теперь они официально находятся в штате и пользуются всеми привилегиями ценных сотрудников.

Для любознательных. Ежегодно 1 апреля для Эрмитажных крысоловов устраивается настоящий пир, который работники музея называют «Днем мартовского кота».

Государственный Эрмитаж – жемчужина в коллекции шедевров России, является местом притяжения миллионов посетителей. Он радушно встречает гостей из разных стран и совершенно точно не служит «местом уединения», в соответствии с первоначальным значением этого слова.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O