Михайловский или Инженерный замок

Михайловский или Инженерный замок

Михайловский или Инженерный замок
СОДЕРЖАНИЕ
0
7 852 просмотров
27 июля 2020

Михайловский замок — грандиозное здание в стиле романтического классицизма на набережной Мойки и Фонтанки. Этот архитектурный гигант, возведенный в самом центре города, по праву считается самым необычным и загадочным дворцом Санкт-Петербурга.
Михайловский замок

Создание архитектурной концепции

Своим появлением Михайловский замок обязан сыну Екатерины Великой императору Павлу I. Еще, будучи великим князем и наследником престола, будущий император высказал идею о создании собственного дворца. Реализация этой идеи осуществилась лишь спустя десятилетие.

Внешний облик Михайловского замка и его архитектурные особенности полностью отражают характер и мировосприятие императора Павла I. Воспитанный в восхищении к рыцарским идеалам и обладая врожденной подозрительностью, он с юности мечтал построить для себя неприступный замок-крепость.

Путешествуя по Европе в 1781-82 годах, великий князь посетил множество дворцов и особняков, возведенных в стиле замковой архитектуры, и его мечты начали приобретать реальные очертания.

Вернувшись в Петербург, он начинает создавать собственные эскизы будущего шедевра. В 1784 году к разработке проекта дворца-замка подключились профессиональные архитекторы.

Первоначально над проектом работал А. Ф. Виолье, но затем его сменил архитектор Василий Баженов. Он и стал автором законченного проекта, разработка которого длилась больше 10 лет.

Василий Баженов

Баженов учел все пожелания заказчика и в результате появился гигантский объект, окруженный со всех сторон водой, подъемными мостами и бастионами, на которых располагалось около 20 пушек. Всего насчитывалось больше десятка вариантов будущего сооружения.

Выбор места будущей резиденции

Едва вступив на престол, император Павел I издает в ноябре 1796 года один из первых своих указов — о начале возведения царской резиденции.

Первоначально предполагалось построить будущий дворец в Гатчине, но в итоге повезло Санкт-Петербургу. О выборе места для замка существует загадочная легенда.

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Легенда! Говорят, что однажды часовому, стоящему у ворот Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны явился архангел Михаил и приказал построить в его честь замок на месте нынешнего Летнего дворца.

И, якобы узнав о таком известии, император посчитал это прямым для себя указанием и тотчас приказал разобрать Летний дворец и начать строительство замка на «предначертанном» месте.

Однако многие историки считают, что эту легенду распустил сам государь, чтобы иметь возможность построить новый замок на месте своего рождения — в Летнем дворце.

Возведение архитектурного исполина

Процесс строительства был запущен 26 февраля 1797 года в момент закладки первого камня в фундамент будущего сооружения. Император торопил со сроком сдачи объекта и работы велись «стахановскими» темпами.

На момент возведения архитектурного «монстра» были прекращены все значимые стройки по стране и лучшие специалисты перенаправлены на царский объект.

Баженов был не в состоянии выдерживать такую строительную гонку, и в дальнейшем руководил постройкой Винченцо Бренна — придворный архитектор императора.

Работы велись в буквальном смысле и день, и ночь при свете факелов, в любое время года и при любых погодных условиях. На строительной площадке одновременно находилось около 5 тысяч работников.

Для ускорения строительства стали перебрасывать с других строек готовые архитектурные компоненты. В ход пошли колонны и фризы из Царского Села, скульптуры из Академии художеств.

Даже с Исаакиевского собора сняли уже установленный фриз с библейской надписью. Это было немыслимым святотатством и есть легенда, что причиной гибели Павла I стал этот необдуманный приказ о снятии фриза со стен храма.

Легенда! Говорят, что известная городская юродивая Ксения Петербургская после переноса библейской строки с церковных стен предрекла царю годы жизни по количеству букв в этой строке. И… предсказание непостижимым образом исполнилось.

Строительство продолжалось, и по известному сценарию Таврический дворец остался без наборного паркета.

В спешке строительные работы велись с нарушением технологии и надлежащих нормативов. Фундамент, вырытый глубокой осенью, и зимняя кладка стен привели к неимоверной сырости и снижению уровня теплозащиты.

Однако император подгонял строительство и ценой невероятных усилий к ноябрю 1800 года удалось закончить возведение здания. В этом же месяце в день Архангела Михаила дворец был освящен, но отделка помещений продолжалась еще несколько месяцев.

В знаменательный день 1 февраля 1801 года император со всей семьей въехал в новую резиденцию.

Архитектура дворца

Михайловский замок построен в полном соответствии с пожеланиями императора и его представлениями о надлежащей императорской резиденции.

Архитектор Баженов создал уникальный и необычный для русского зодчества дворец, где ни один из четырех фасадов не похож на другой. Однако внешний вид замка производит ощущение целостности, что является несомненной заслугой архитектора.

Это гигантское квадратное здание с закругленными углами создает впечатление неприступного крепостного бастиона. Особенностью архитектурной конструкции является огромное восьмиугольное внутреннее пространство и два небольших внутренних дворика.

Задуманное, как неприступная твердыня, оно располагается на слиянии рек Мойки и Фонтанки. С двух других сторон были прорыты Воскресенский и Церковный каналы. Таким образом, замок оказался расположенным на рукотворном острове, и заехать на его территорию можно было только по трем разводным мостам.

Перед, выходящим на юг, главным фасадом, была сооружена просторная площадь Коннетабля, также окруженная со всех сторон водой. По фронту площади главный разводной мост защищали два полубастиона с пушками. Всего по периметру дворца в крепостной стене перед замком было расположено около 20 пушек.

В центре площади император приказал установить конную статую Петра I, изготовленную еще во время великого государя гениальным Растрелли. Есть одна малоизвестная особенность этой скульптуры, которая кажется совершенно невероятной.

Мнение эксперта
Виктор Дедюлин
Задать вопрос эксперту
Невероятный факт! В фигуре коня великого императора имеется одна интересная физиологическая особенность. На левой передней ноге скакуна вместо копыта красуется… человеческая обувь, а именно, самый настоящий сапог. До сих пор культурологи и историки спорят и недоумевают о причине такой вольности скульптора.

Главный фасад дворца с выступающим ризалитом из серого камня выходит на площадь. По краям ризалита сдвоенные колонны из красного мрамора поддерживают треугольный фронтон с барельефом «История заносит на свои скрижали славу России».

Центральным входом в замок являются Воскресенские ворота, к которым ведет трехпролетный мост через водный канал, опоясывающий центральную площадь Коннетабля.

Интересно! По центральному пролету моста был разрешен проезд только представителям императорской фамилии и иностранным послам.

По обеим сторонам центральные ворота фланкированы величественными обелисками во всю высоту здания с рыцарской атрибутикой и вензелями императора.

Выступающая часть ризалита на уровне верхних двух этажей выделена рядом колонн, поддерживающих фриз со знаменитой строкой, снятой с Исаакиевского собора. Цокольный этаж, выполненный из тесаных каменных глыб, служит непоколебимой основой всего сооружения.

Северный фасад здания выходит в сторону Летнего сада. Центральная часть фасада выступает вперед и отличается широкой лестницей, по бокам которой на постаментах выставлены бронзовые скульптуры Геракла и Флоры — копии античных шедевров.

Северный фасад Михайловского замка

Сдвоенные колонны, стоящие на верхней площадке лестницы, поддерживают центральную террасу на уровне второго этажа. Высокий аттик с пятью барельефами венчает центральную часть здания и придает целостность всей архитектурной композиции северного фасада.

Восточный фасад выходит на Фонтанку и выделен в центральной части овальным выступом. Венчает выступ купол с флагштоком. В момент, когда император находился в замке — на флагштоке поднимали царский штандарт. Стена овального выступа служит контуром для знаменитого овального кабинета на втором этаже замка.

Восточный фасад Михайловского замка

Западный фасад является церковным и выглядит наиболее нарядно. В его выступающем далеко вперед полукруглом ризалите находится дворцовая церковь Архангела Михаила, в честь которого был назван замок.

Центральный ризалит завершается радиусом купола с остроконечным шпилем, увенчанным мальтийским крестом. Стены украшены лепным карнизом. К северу от ризалита находятся Рождественские ворота, ведущие в небольшой дворик, из которого можно пройти в императорские апартаменты.

Разные архитектурные решения фасадов объединяет в целостный облик единая окраска стен здания. С необычным и неожиданным цветом стен связана, разумеется, и необычная легенда.

Легенда! Говорят, на одном из придворных балов фаворитка императора А. Лопухина обронила на пол перчатку. Император первым из кавалеров, стоящих рядом, поднял ее и собирался вернуть перчатку прекрасной владелице. Однако едва она протянула к ней руку, как царь резко отвернулся и выбежал из зала.

Фаворитка осталась без перчатки, ибо она оказалась у архитектора В. Бренна. Царь изумился нежному персиковому цвету этого дамского аксессуара и принес его архитектору в качестве образца цвета для дворцовых стен.

Интересно! Надо отметить, что предприимчивая особа Лопухина предприняла некоторые шаги и, чтобы быть поближе к своей перчатке, вскоре переселилась вслед за императором в Михайловский замок.

Архитектурный облик здания уникален и не характерен для внешнего вида дворцов и особняков Санкт-Петербурга. Это единственный дворец в стране, построенный в стиле романтического классицизма.

Его образ стал символом периода правления императора Павла I — чудного правителя, такого же неоднозначного, как и его своеобразное детище.

Интерьеры дворца

По отзывам современников, интерьеры представляли собой образец роскоши и хорошего вкуса. Основная идея — возвеличивание самодержавной власти и прославление российской государственности. Она полностью реализована во всех помещениях дворца знаменитыми художниками и скульпторами того времени.

Используя различные архитектурные приемы, на языке аллегорий они создали необыкновенные по красоте и смысловой наполненности интерьеры. Каждому элементу отделки отводилась своя художественная роль и смысловая нагрузка.
Интерьеры Михайловского замка

В ходе исполнения эстетический образ оформления постоянно корректировался с учетом пожеланий венценосного заказчика. Так, например, в декабре 1798 года, после получения титула Магистра Мальтийского рыцарского ордена, император потребовал внести в оформление интерьеров рыцарскую и масонскую символику.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Факт! Великим Магистром старейшего в мире Мальтийского рыцарского ордена Павел I стал 16 декабря 1798 года, и, после захвата Мальты Наполеоном, предоставил в России убежище рыцарям ордена. Поговаривают, что они приехали в Санкт-Петербург не одни, а в компании со всеми сокровищами ордена. К слову, сокровища рыцарей до сих пор не найдены.

На гербе государства появился мальтийский крест, и все помещения в замке стали пестреть различными сакральными изречениями, загадочными знаками и масонскими символами.

Легенда! Говорят, что рыцари вместе с сокровищами привезли в Россию магический ларец с реликвиями ордена, который имел право держать у себя только Великий магистр. Говорят, ларец до сих пор спрятан в подземельях замка.

В замке был даже громадный двухсветный зал, где стояли на дежурстве офицеры Мальтийского ордена.

Отделка всех помещений дворца восхищала своим великолепием. В замке было пять тронных залов — два для императора и по одному, для императрицы и наследников, Александра и Николая Романовых.

Апартаменты императрицы также были отделаны с необыкновенным изяществом и вкусом. Лучшими считались Большой и Круглый Тронный залы, овальный кабинет и парадная спальня императора.

На самом деле император использовал в качестве спальни совершенно простую комнату, примыкавшую к будуару императрицы. Она была оформлена очень аскетично и украшена всего несколькими картинами на морскую тематику. Это помещение и стало свидетелем ужасной трагедии, произошедшей в замке всего через месяц с небольшим после новоселья.

Роль замка в государственном перевороте

По странному стечению обстоятельств, неприступный Михайловский замок, созданный служить защитой подозрительному правителю, стал местом его гибели. Существует множество версий о причинах этой развязки. Но, различные в частностях, они сходятся в главном. Своими неоднозначными реформами император настроил против себя все общество и прежде всего — российское дворянство.

Недовольство среди высшего сословия привело к дворцовому заговору среди приближенных императора. В ночь 11 марта 1801 года они ворвались в царскую опочивальню и потребовали от Павла I отречения от престола. После отказа, император был убит своими ближайшими придворными.

По официальной версии организатором и руководителем дворцового переворота являлся Петр Пален — глава тайной полиции и генерал-губернатор Санкт-Петербурга.

Народу было объявлено о гибели императора в результате трагического случая. Надо сказать, что император не пользовался симпатией среди населения и после такого сообщения жители города высыпали на улицу с криками ликования. Не стесняясь радостных слез, люди обнимались и поздравляли друг друга.

Лишение статуса царской резиденции

После такого шокирующего события никто из членов царской фамилии не пожелал оставаться в замке. Они все выехали немедленно, и постепенно из дворца стали вывозится все произведения искусства, ценности и предметы интерьера.

Вступивший на престол наследник император Александр I уже 19 марта 1801 года издал указ о приостановке любых работ, как в помещениях замка, так и на прилегающей территории. Из Михайловского замка вывезли все, что представляло хоть малейшую ценность, и к середине следующего года замок практически опустел.

Так продолжалось долгих 18 лет. Молчаливым каменным монстром здание возвышалось в самом центре города, и редкие прохожие спешили быстрее проскочить мимо этого мрачного объекта.

Но, в 1819 году третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович обратился в государственную канцелярию с просьбой передать строение Инженерному корпусу, для размещения в замке военного инженерного училища.

Великокняжеское прошение было удовлетворено и с 1820 года в Михайловском замке разместилось Главное инженерное училище. Территория вокруг дворца была полностью перепланирована.

По проекту Карла Росси была снесена каменная стена перед замком и убраны пушки. Были демонтированы подъемные мосты и засыпаны каналы. Многие интерьеры замка были беспощадно переделаны под нужды нового заведения.

Замок стали называть в народе Инженерным, а с февраля 1823 года указом императора Александра I это название зданию было присвоено официально.

Тайна Михайловского замка

С размещением в замке Инженерного училища здание стало обрастать мистическими легендами. Впечатлительные курсанты породили множество слухов о якобы имеющемся в замке привидении императора Павла I. Вслед за этими россказнями в народе тоже начались пересуды о таинственных видениях по ночам. Многие жители стали «видеть» зажженные свечи в окнах замка, а самые «наблюдательные» даже видели привидения.

Легенда! Шла молва, что в подземельях замка спрятан ларец из «вечного железа» с магическими реликвиями мальтийских рыцарей. И дух императора Павла I, как Великого Магистра Мальтийского ордена, защищает ларец и спрятанные сокровища.

Проверить эти утверждения не представляется пока возможным, потому что все чертежи подземелий уничтожены архитектором В. Бренна, когда он уезжал в 1801 году из России.

Надо сказать, что какая-то доля правды в мистических легендах наверняка есть. Иначе чем объяснить тот факт, что в советское время даже была создана комиссия по изучению аномальных явлений, происходящих в замке и беспокоивших советских сотрудников размещенных там ведомств. Однако результаты работы и выводы этой комиссии до сих пор засекречены.

Михайловский замок в Советское время

После революционных событий 1917 года здание было национализировано и с 1918 года в его залах разместились аудитории Ленинградского военно-инженерного училища.

Михайловский замок в Советское время

С начала войны и до 1945 года в замке располагался госпиталь, и после войны военное училище продолжило образовательный процесс. В тоже время в здании размещалось множество различных советских учреждений с немыслимыми для воспроизведения названиями.

Начиная с 1988 года, арендаторы стали постепенно освобождать занимаемые площади и к 1994 году Михайловский замок перешел в распоряжение Государственного Русского музея. Был восстановлен первоначальный облик здания и частично сделана реставрация интерьеров по эскизам современников.

Современный период

Сейчас в Михайловском замке оживленно. Посетителей ожидают концертные программы, интересные встречи и познавательные лекции.

На постоянных и временных выставках можно ознакомиться с воссозданными интерьерами, историей дворца и его обитателей, античными направлениями в русском искусстве и влиянии Ренессанса на творчество российских художников.

Михайловский замок является филиалом Русского музея и в одном из залов открыт современный мультимедийный центр, где можно ознакомиться с различными экспонатами музея в современной интерпретации.

Находится Михайловский замок в центре города рядом с Летним садом. Ближайшие станции метро: «Гостиный двор» и «Невский проспект».

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O