СОДЕРЖАНИЕ
1
123 просмотров
09 июля 2020

Петергоф появился благодаря смелости мысли и непоколебимой воле его основателя – Петра I. Размах российского государя и его грандиозные идеи стали толчком для создания фантастического дворцово-паркового комплекса.

История Петергофа

На Васильевском острове в дельте Невы еще шумела дикая трава, а на соседнем Заячьем уже возвышалась новая крепость Санкт-Питер-Бурх. Однако Петр Великий задумал еще одно чудо – построить летнюю резиденцию, не имеющую аналогов в мире, превосходящую даже Версаль.

История Петергофа начинается, как это ни странно, с… Кронштадта. В начале 18 века на острове Котлин началось строительство этой балтийской твердыни. Государь часто наведывался на остров и на пути  его следования был выстроен небольшой дом, предназначенный для царского отдыха. Называть его стали Питергоф, то есть Петров двор, в переводе с голландского языка.
Петергоф

В дальнейшем, на месте походного домика в 1711 году были заложены Верхние палаты, ставшие впоследствии Большим Петергофским дворцом. Но размещение нынешнего петергофского чуда здесь не планировалось.

Претендент

Для создания грандиозного дворцово-паркового комплекса с фонтанами была выбрана Стрельна. Однако по результатам инженерных расчетов инженера Б.Миниха получалось, что для создания масштабного фонтанного комплекса нужно провести невероятные гидротехнические работы и затопить водой ближайшие окрестности.

Изучив инженерные труды по гидравлике, государь понял, что можно организовать подачу воды для фонтанов, используя естественную разницу в высотах ландшафта. Он обсудил вместе с Минихом такую возможность, и они стали подыскивать для этих задач подходящую территорию.

Фаворит

Царь с инженером размышляли, где это может быть, и однажды, после долгих дебатов, они переглянулись и одновременно воскликнули – Петергоф!… Ну, разумеется… Это то, что нужно. Ропшинские высоты…

Их многочисленные родники могли стать прекрасным источником для подачи воды в петергофские фонтаны. Расчеты оказались верными. И, благодаря им, в Петергофе для подачи воды никогда не применялись насосы.

Государь сам предложил общую концепцию планировки ландшафтного ансамбля и в ходе строительства лично вникал в разработку самых ответственных архитектурных элементов.

Создание сказки

Строительство началось в 1714 г. под руководством архитектора Йозефа Браунштайна. В 1716 г. его сменил Жан-Батист Леблон. Создание чуда велось невиданными темпами. Один за другим закладывались фундаменты зданий, разбивались парки и сооружались фонтаны.

В августе 1723 г. состоялось торжественное открытие Петергофа в присутствии государя, именитых гостей и высокопоставленных вельмож. Приглашенные были необычайно изумлены увиденным великолепием. К этому времени были построены основные дворцы – Верхние палаты, Монплезир и Марли. Был полностью разбит Нижний парк и водный канал соединил Большой каскад и Финский залив. Из фонтанов – был создан Большой каскад и еще около 15 фонтанов.

Это были лишь основные задуманные сооружения, но и они уже были прекрасны. Из Финского залива по Морскому каналу гости могли на своих судах подплыть прямо к террасе Большого каскада, и вдоволь полюбоваться всем этим великолепием.

Слава о петергофской сказке быстро пересекла российские границы и вскоре вся Европа повторяла восторженные рассказы счастливых гостей. Силами следующих царей летняя императорская резиденция расширялась и улучшалась вплоть до начала 20 века.

Новый расцвет резиденции

В 1730 году в Нижнем парке центром композиции водного каскада стал великолепный «Самсон, раздирающий пасть льва», созданный Бартоломео Растрелли. Эта аллегория символизировала победу России над Швецией в знаменитом сражении под Полтавой. Вдоль Морского канала были поставлены водометы, и Верхний сад обогатился новыми фонтанами. К 1739 году были установлены Драконовский каскад и два «Римских фонтана».

Елизавета-Петергофу

По распоряжению Елизаветы Петровны довольно скромный Большой дворец был перестроен гениальным Франческо Растрелли.

Архитектор достроил третий этаж и расширил здание, взяв за образец дворец Версаля. В это же время были созданы внутренние интерьеры дворца – они стали богаче, роскошнее, а позолоченная резьба и ценный паркет делали их поистине шикарными. Были построены Екатерининский корпус, называвшийся в то время Елизаветинским, Оперный театр и Ассамблейный зал.

Вклад Екатерины

С восшествием в 1762 г. на российский престол Екатерины II в петергофской резиденции изменения происходили в духе новых модных тенденций в искусстве и архитектуре. В Большом дворце были переделаны Тронный и Чесменский залы. Архитекторы Ю.М. Фельтен и Ж.Б. Валлен-Деламот выполнили их в новом классическом стиле. В это же время созданы экзотические Китайские кабинеты.

Размах Николая

В 1825 году Николай I приобретает к востоку от Нижнего парка участок и дарит его своей жене Александре Федоровне. Здесь разбивается новый парк в пейзажном стиле, названный – Александрия. Архитектурным центром комплекса становится выстроенный двухэтажный Коттедж. К 1831 г. появляется Фермерский дом, а к 1838 г. — Капелла архитектора К. Шинкеля. Рядом в 1857 г. разбивается Колонистский парк.

Петергоф 19 век - фото

Новые фонтаны завершили целостную архитектурную композицию Нижнего парка. Император первый вернул двор в Петергоф, и его дворцы и парки снова услышали голоса царской семьи.

В результате всех реконструкций и изменений получился совершенный архитектурно-ландшафтный комплекс, состоящий из нескольких дворцово-парковых ансамблей, где среди изумрудной зелени расставлены роскошные дворцы и павильоны, где хрустальные каскады фонтанов создают необыкновенную феерию водяной стихии.

Достопримечательности Петергофа

Центром всей композиции является Большой Петергофский дворец. Он расположен на возвышенности берега Финского залива и объединяет две парковые территории. Нижний парк ведет от дворца к водам залива, а Верхний сад служит курдонером и является главным подходом к дворцу со стороны Петербургской дороги. Это трио является ядром всего ландшафтного комплекса.

С востока рядом с Нижним парком располагается Александрия, которая продолжается Александровским парком. К Верхнему саду примыкает Колонистский парк, за которым в том же направлении располагается широкий Луговой парк. К юго-западу располагается Английский парк, а к западу протянулся парк Сергиевка. И с востока к нему примыкает Собственная дача.

Отличительная привилегированность четырех парков в их непосредственной доступности к водам залива. Дворцы этих парков стоят на возвышенности и представляют собой прекрасное зрелище со стороны Балтики.

Во всем своем очаровании парки выглядят, разумеется, в теплый период, но зимний Петергоф также прекрасен. Зимой здесь присутствует особое очарование. Великолепные дворцы и павильоны выглядят еще более выразительно на фоне бескрайнего снежного пространства, плавно переходящего в ледяную гладь Финского залива.

Сейчас Петергоф – это великолепный дворцово-парковый ансамбль с прекрасными фонтанами и водяными каскадами. Это восхитительный пример архитектурно-паркового зодчества и ярчайшее достояние в коллекции шедевров прекрасного Петербурга.

Большой Петергофский дворец

Самый первый дворец Петергофа заложен на месте походного домика Петра Первого, стоявшего на дороге из Петербурга в Кронштадт. Это произошло в 1711 г., когда о строительстве масштабной летней резиденции в этом месте еще не помышляли.

В то время дворец назывался Верхними или Нагорными палатами. Выполненный архитекторами Браунштейном, Леблоном и Микетти, двухэтажный дворец имел довольно скромный аскетичный вид, и его ширина не превышала ширину Большого каскада.

В 1732 г. архитектор М. Г. Земцов пристроил к центральной части две галереи, тоже в два этажа. Впоследствии, при Елизавете Петровне, архитектор Франческо Растрелли придал ему величественный вид в стиле пышного барокко, существующий и в наши дни. Был достроен третий этаж, увеличена ширина дворца и созданы шикарные интерьеры. В этом первозданном облике сейчас можно увидеть Танцевальный зал, Голубую комнату и Зал для аудиенций.

Постепенно барокко выходило из моды, и Екатерина II приказала переделать Тронный и Чесменский залы в новом классическом стиле. В это же время появились и два оригинальных Китайских кабинета.

И в дальнейшем дворец постоянно переделывался под растущие потребности царской семьи. Так появились новые восемь комнат в восточном флигеле, когда дочь Николая I Ольга выходила замуж за немецкого принца в середине 19 века.

Сейчас, несмотря на смешение стилей в интерьерах, дворец выглядит гармонично. Полностью восстановленный после вражеских разрушений во время Великой Отечественной войны, своими интерьерами он отражает все изменения, сделанные в разные временные периоды. Дворец открыт для посетителей и можно в составе экскурсии или индивидуально полюбоваться его великолепием.

Нижний парк

Это самый большой и самый старинный парк Петергофа. Созданный еще во время Петра I в регулярном французском стиле он является шедевром садово-паркого искусства, выполненным великим мастером Ж. Б. Леблоном, учеником самого А. Ленотра – творца садов Версаля.

От фасада Большого Петергофского дворца парк простирается до самого побережья Финского залива. Его разделение на три части представляет собой три великолепных архитектурно-парковых ансамбля. Парадная часть – центральная, является доминантой всей композиции, Западная – Марлинская и восточная – Монплезирская подхватывают гармоничное сочетание каскада и дворца.

Нижний парк

Марлинскому дворцу соответствует каскад Золотая гора, а дворец Монплезир сочетается с каскадом Шахматная гора. В прибрежной полосе Нижнего парка располагается самый молодой из каскадов – Львиный. Он служит замыкающим звеном в этом прекрасном ожерелье.

Дворец Марли. Это один из немногих дворцов с обстановкой времен Петра Великого.

Дворец Монплезир. Любимый дворец Петра I, построенный в стиле голландской архитектуры. Интерьеры отражают интерес государя к морскому делу. Рядом располагаются Банный, Кухонный и Екатерининский корпуса.

Павильон Эрмитаж. Построенный по проекту архитектора Браунштейна, он представляет собой настоящее «место уединения». Сегодня Эрмитаж представляет собой двухэтажный дом, окруженный по периметру рвом с водой.

Схема аллей и дорожек Нижнего парка так глубоко продумана, что ни одна деталь парка не спрятана от взглядов посетителей. Каждая аллея имеет свое логическое завершение в виде прекрасного дворца или великолепного фонтана. А Морской канал, соединяющий Большой каскад и Финский залив олицетворяет выход России в Балтийское море.

Фонтаны Нижнего парка

Это основная достопримечательность Нижнего парка. Всего здесь насчитывается около 150 фонтанов, каждый из которых представляет собой скульптурно-художественную композицию.

Самые интересные из фонтанов:

Самсон, раздирающий пасть льва

Фонтан "Самсон"

Это самый высокий фонтан Петергофа. Из пасти льва бьет струя воды на высоту порядка 21 метра. Скульптура установлена в 1835 г. в честь победы русской армии в битве со шведами под Полтавой. Самсон олицетворяет победоносную Россию, лев — поверженную Швецию.

Римские

Римские фонтаны Петергофа

Они похожи на фонтаны, расположенные на площади перед собором святого Петра в Риме, за что и получили свое название. Сооруженные в 1739 г., они представляют собой сочетание чаш, расположенных на высоте двух ярусов. Вода, взмывая вверх до высоты 10 метров и падая вниз последовательно на чаши каждого яруса, стекает в бассейн, создавая при этом блестящую водную завесу.

Менажерные

Название фонтаны получили от французского слова menager, то есть экономный, бережливый. Секрет их в том, что они демонстрируют объем воды, больший, чем расходуется фактически. Это достигается специальными насадками, которые позволяют создать водяной столб диаметром 30 сантиметров, с виду похожий на сплошной. На самом деле в середине вместо воды – пустота и вода подается только по внешнему диаметру трубы.

Менажерный фонтан

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Исторический факт! Идея создания этой хитрости принадлежит лично Петру I. Он сам разработал конструкцию и сделал чертежи насадок.

После изготовления всех деталей и их установки появилась возможность создать эффект потока воды значительного диаметра, взмывающего на высоту 15 метров.

Оранжерейный

В аллегорической форме он демонстрирует борьбу России за выход к Балтийскому морю и олицетворяет победу русского флота над шведской эскадрой в сражении при Гангуте в 1714 г.

Скульптурная композиция представляет собой Тритона, вступившего в поединок с морским чудовищем в виде крокодила с рыбьим хвостом. Тритон не оставляет чудовищу никаких шансов и оно явно сдается, выпуская из пасти водяную струю высотой восемь метров. Практически, то же самое происходило в знаменитой морской битве. Российский флот в меньшем составе одержал победу над многочисленной шведской эскадрой, корабли которой бежали с места сражения, как на фонтане от Тритона бегут в разные стороны черепахи, вытянув в страхе свои шведские шеи.

Солнце

Технически очень сложная конструкция, не повторяющаяся ни в одном фонтане Петергофа. В центре бассейна располагается цилиндрическое основание, представляющее собой бассейн меньшего диаметра. Внутри него вращается цилиндрическая колонна высотой 3.5 метра с позолоченными дисками на вершине. Из дисков в разные стороны разлетаются потоки воды похожие на солнечные лучи.

Фонтан "Солнце"

Дельфины, размещенные на чаше бассейна, вторят им, выпуская из своих дельфиньих ртов радостные струи воды, приветствуя сверкающее солнце. В яркие солнечные дни создается невероятная хрустальная феерия сверкающих брызг и потоков воды. Интересно, что механизм фонтана находится в первозданном виде.

Чаши

На одной оси с Самсоном Большого каскада, по обе его стороны располагаются два интересных фонтана с диаметром бассейна свыше 25 метров. Западный фонтан называют итальянским. И, действительно его авторы – итальянцы братья Дассовани и Джулиано Бараттини. Восточный фонтан называется французским, ведь его построил француз Поль Суалем.

Воронихинские колоннады

Стройные белоснежные здания с парными колоннами и сияющими золотыми вазами на крышах отделяют цветники Нижнего парка от его основного зеленого массива. Фонтаны бьют из ваз и позолоченных куполов, придавая зданиям необыкновенно нарядный и праздничный вид.

Воронихинские колоннады

Интересно! Колоннады построены по проекту бывшего крепостного, талантливого русского мастера Андрея Воронихина. За эти проекты он получил звание архитектора и в его честь они и были названы.

В середине 19 века архитектор Андрей Штакеншнейдер заново отделал здания. Купола были покрыты позолоченной медью, а на полы колоннад выложена венецианская мозаика.

Сноп

Один из самых древних фонтанов расположен в центральной части Монплезирского сада. Он создан архитектором Н. Микетти по эскизу Петра I и представляет собой мощный водомет — из центральной конструкции, напоминающей связку колосьев, вверх бьет струя воды высотой 4,5 метра. В бассейне диаметром 20 метров по периметру расположены 24 наклонные форсунки, из которых бьют водяные струи, напоминающие по траектории колосья, дополнительно придавая фонтану очертания снопа.

Фонтаны-шутихи

Интересной особенностью Нижнего парка являются секретные фонтаны-шутихи. Спрятанные по всей площади парка они неизменно вызывают веселье у попавшихся на их «удочку» посетителей и особенно нравятся детям.

Первые шутихи были придуманы еще Петром I и на открытии Петергофа в 1723 г. уже веселили зазевавшихся гостей. Екатерина II тоже любила это развлечение и при ней в парке были установленные дополнительные секретные засады.

Сейчас, прогуливаясь по парку, надо быть всегда начеку, имея в виду, что на каждом шагу вас может подстерегать фонтанчик-шутник. Вы можете целенаправленно отправиться в путешествие по тропинкам и дорожкам, чтобы отыскать такие хитрые водные композиции, как:

Водяная дорога

Водяная дорога - Петергоф

Желающие испытать освежающий дождь должны пробежать участок дорожки, где с обеих сторон смельчаков обливают 300 водяных струй, увернуться от которых практически невозможно. Располагается этот фонтан в самом начале Монплезирской аллеи возле каскада Шахматная гора.

Скамейки

Фонтан-шутиха "Скамейки" - Петергоф

В Монплезирском саду есть две безобидные на вид скамейки. Сидящим на них людям вроде бы ничто не угрожает, но стоит встать и наступить на брусчатку перед скамейками, как на окружающих из земли вырываются водяные струи и окатывают всех без разбора. Этот розыгрыш был создан по эскизам Петра I в 1723 г. и является одним из самых ранних в парке.

Зонтик

Для любопытных! Грибок – альтернативное «народное» название фонтана.

Фонтан-шутиха "Зонтик"

Фонтан создан в 1796 г. и сразу после этого стал работать в режиме шутиха. Гуляющих гостей заманивала круглая скамейка под радиусной крышей, похожей на шляпку гриба. Стоило только гостям разместиться на скамейке, как тут же с крыши по периметру начинали стекать струи воды, образуя сплошной водяной зонтик и сухим из-под крыши выбраться, было невозможно.

Сейчас вода с крыши течет постоянно, создавая перед скамейкой сплошную водяную завесу и ставя усталых путников перед выбором — вымокнуть, но отдохнуть на скамейке или усталыми, но сухими двигаться дальше.

Верхний сад

Верхний сад считается парадным въездом в летнюю императорскую резиденцию и является прекрасным образцом регулярного парка.

Планировка сада придумана и выполнена по эскизу, сделанному государем лично. С тех пор произошли незначительные изменения, но общая концепция осталась та же. Немного изменилась и функциональность парка.

Если во времена Петра I Верхний парк использовался для выращивания овощей и разведения рыбы, то после реконструкции середины 18 века здесь появились аллеи подстриженных деревьев, фонтаны, беседки и перголы.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Регулярный парк предлагает посетителям ровную и четкую планировку прямых аллей и дорожек, газоны, водоемы и цветники геометрической формы, и коротко постриженные деревья и кустарники.

В соответствии с законами садово-парковой архитектуры были оставлены свободные пространства, установлены статуи и все пруды обогатились фонтанами. Среди них стоит выделить такие фонтаны, как:

Нептун

Фонтан Нептун

Фонтан создан в 1737 г. и располагается в центральной части Верхнего сада. Первоначально на месте нынешней скульптуры Нептуна стояла Нептунова телега – скульптурная группа из царя морей, колесницы, верховых на лошадях и дельфинов. Однако к концу 18 века скульптуры обветшали и были заменены бронзовыми, стоящими и сейчас. В центре композиции – Нептун с короной на голове и трезубцем в руке. Он окружен всадниками на морских конях, тритонами, нимфами и дельфинами.

Межеумный

Появился фонтан в 1738 г. и первоначально представлял собой скульптурную группу «Андромеда», но впоследствии его оформление менялось так часто, что за это он получил соответствующее название — Межеумный, то есть неопределенный.

Фонтан Межеумный

Во время Великой Отечественной войны фонтан был разрушен и восстановлен в 1958 г. по рисункам 18 века, где изображен один из вариантов его внешнего вида.

Сейчас центральную часть пруда занимает скульптура крылатого дракона в окружении четырех дельфинов. Все они покрыты позолотой и выглядят очень эффектно.

Дубовый

Этот фонтан первым появился в Верхнем саду. Название произошло от его изначального внешнего вида. В 1734 г. он представлял собой позолоченный свинцовый дуб, отлитый скульптором Карло Бартоломео Растрелли по образцу дерева-фонтана, построенного в Версале. В 1746 г. дуб перекочевал в Нижний парк, а его место заняла другая композиция.

Фонтан "Дубовый" - Петергоф

Внешний вид фонтана часто менялся, пока в 1929 г. не появился «Амур, надевающий маску». Он надевает ее и в наши дни, окруженный стилизованными дельфинами, журчащими живописными струями воды. Как бы ни менялось скульптурное содержание фонтана, его название Дубовый ничто изменить было не в силах. Прилипло, как ..дубовый лист.

Праздник фонтанов

Ежегодно в Петергофе проводится праздничное открытие и закрытие фонтанов. Это не просто торжественная церемония, а самое настоящее театрализованное действо и невероятное шоу. Фонтаны «танцуют» под музыку, зрители кружатся в бесконечном хороводе сценических представлений, спецэффектов и анимации.

Открытие происходит в мае, но, фонтаны, как правило, работают уже с 26 апреля. Тема праздника каждый год держится в секрете и становится настоящим сюрпризом для гостей Петергофа. Праздник открытия завершается салютом и пушечным залпом. Закрытие петергофских фонтанов приходится на конец сентября.

Разумеется, необходимо знать, когда включают и выключают фонтаны в Петергофе. Знайте. Ежедневно фонтаны включены с 10.00 до 18.00, а в выходные и праздничные дни с 10.00 до 19.00. Включение фонтанов Большого каскада в 11.00.

Александрия

Восточнее Нижнего парка есть необычное место – пейзажный парк Александрия. Здесь нет помпезности барокко, присущей огромным царским резиденциям, нет шума шикарных фонтанов и четкой регулярной планировки ландшафта.

Это атмосферный парк, где природа находится в полной гармонии с небольшими изящными постройками в неоготическом стиле, которые являются яркими архитектурными акцентами, подчеркивающими и дополняющими естественную красоту окружающего пейзажа.

Александрия Санкт-Петербург

Освоение этих земель началось еще при Петре I, когда их хозяин, князь Меньшиков начал строить для себя роскошный дворец Монкураж. Но, после его опалы земли перешли князьям Долгоруким и в дальнейшем были переданы в царское ведение.

Было решено создать здесь Охотничий парк для царской охоты. Сюда даже завезли оленей, буйволов и кабанов. Однако это начинание не получило своего развития и местность стала напоминать обычный лес.

В 1825 г. новый император Николай I выкупил у царской казны эти земли и подарил их своей любимой жене Александре Федоровне. Так появилась в Петергофе «дача Александрия».

Императрица вложила частичку своей души в создание парка, и он стал любимой резиденцией всех последующих императоров. В настоящий момент парк Александрия состоит из верхней террасы и прибрежной части, выходящей к Финскому заливу.

Все основные постройки парка находятся на верхней террасе – это Коттедж, Фермерский дом и Готическая капелла. В прибрежной части располагается Нижняя дача Николая II.

Александрия является прекрасным местом для семейного отдыха, где вдали от массового скопления туристов, в тишине и спокойной атмосфере можно насладиться красотой природы и полюбоваться прекрасными творениями человека.

Дворец Коттедж

Построенный в духе английских загородных вилл, дворец отражает модные тенденции середины 18 века. Коттедж создан архитектором А. Менеласом по приказу императора Николая I, как подарок любимой жене Александре Федоровне. Задумывался он, как личное пространство императорской семьи, куда не было бы доступа посторонним любопытным глазам.

Архитектурные элементы в неоготическом стиле, террасы увитые зеленью, стрельчатые арки окон придают зданию живописный и колоритный вид.

Дворец Коттедж в Петергофе

Нео готический стиль преобладает и в оформлении интерьеров — в росписи стен и обстановке комнат. Есть во дворце и уникальные реликвии, связанные с военной деятельностью императора Николая I. Так, например, над аркой холла на первом этаже в стену встроен перевернутый вензель турецкого султана, захваченный после осады Варны.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
К сведению! Император Николай I лично участвовал во взятии Варны и в период всей военной кампании проявлял храбрость и талант военачальника.

В Большой гостиной висит люстра в виде ажурной корзины, увитой 25 розами. Это подарок к серебряной свадьбе. Количество роз символизирует количество счастливых лет, прожитых семейной парой вместе.

На заметку! Розы – любимый цветок императрицы и это в полной мере выразилось в оформлении Коттеджа и его приусадебного участка.

Фермерский дворец

После постройки Коттеджа императорская семья стала каждое лето проводить в Александрии. Чтобы создать полное впечатление загородного хозяйства и подчеркнуть уединенную идиллию летней резиденции, было решено построить настоящую крестьянскую ферму.

Фермерский дворец - Петергоф

В 1831 г. в Александрии, среди живописных лугов уже стояла самая настоящая ферма, заряженная английскими коровами и пастухом англичанином.

Смешной факт! Пастух был специально выписан из Англии, потому что одна корова без него не соглашалась давать молоко. Интересно, но сразу после его приезда, надои у всего стада утроились.

Первоначальная ферма – это примитивная сельская постройка под деревянной крышей, покрашенной в цвет соломы с комнатушками для крестьян, кухней и кладовками.

За 20 лет перестроек под руководством А. И. Штакеншнейдера здание было расширено, а коровник переведен в другое помещение. В результате, в 60-х гг. 19 века  крестьянский домик получил статус Фермерского дворца.

Интерьеры оформлены в неоготическом стиле — лепнина, элементы фресок на  стенах и потолках, грубоватые печи, камины и лестницы.

Особую ценность представляет Синий кабинет императора. В нем выставлены личные царские вещи, оригинальные образцы мебели и необычные часы, показывающие время во всех губерниях страны и даже на Аляске.

В настоящее время на 2-м этаже дворца открыта выставка «Петергофские дачники».

Готическая капелла

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Слово «капелла» трактуется, как небольшая церквушка, в которой молитвы читает только одна семья.

Если идти по одной из дорожек к западу от Коттеджа и перейти Руинный мост, то можно прийти к необыкновенно красивому зданию – Готической капелле. Оно выглядит объектом, поставленным в это место каким-то волшебником.

Готическая капелла

Капелла — домовая церковь императора Николая I, построенная в 1834 г. по проекту талантливого немецкого архитектора К. Ф. Шинкеля. Внешне капелла выглядит, как средневековый готический собор, но исполненный в меньшем масштабе. Ее вид очаровывает своим изяществом и чувством стиля.

Для любознательных! Контрастом для капеллы служит собор Петра и Павла, имеющий вид древнерусского терема.

Тем не менее, несмотря на свой готический облик, капелла — православная церковь и ее интерьеры выполнены по традиционным русским церковным канонам, а освящение состоялось в июле 1834 г.

Луговой парк

Это один из самых больших по площади парк Петергофа. Он закладывался в середине 19 века на месте болот и крестьянских полей. На продолжении трех десятилетий содружество известных паркостроителей формировало его внешний облик.

Созданный в духе пейзажного парка, он демонстрирует естественную красоту окружающего ландшафта, где главная роль отведена лугам и прудам-водохранилищам.

Луговой парк

В цепи водоемов важным элементом парка является Запасной пруд. В 1834 г. архитектор А. Штакеншнейдер построил на берегу сельский, так называемый, «Никольский домик». Строение было похоже на русскую избу и совместно с тесовыми воротами и высоким забором создавало впечатление крестьянской усадьбы.

Отдельные ее элементы существуют и в наши дни, но, несомненно, главной достопримечательностью является великолепный дворец, возвышающийся на Бибигонской возвышенности.

Луговой парк во времена российских императоров служил прекрасным местом для дальних прогулок царских гостей. Таким он является и в наши дни, лишь с той разницей, что на его просторах вместо царской свиты можно увидеть современных любителей природы.

Дворец подарок — Бельведер

Бибигонская возвышенность и предопределила появление дворца. С ее высоты открывается прекрасный вид на окружающий ландшафт и Финский залив. Еще более прекрасный вид открывается только с высоты второго этажа великолепной колоннады Бельведера — Луговой парк, Ропшинские высоты и Петергоф с его садами, как на ладони. А дальше – воды Финского залива до самого горизонта, где видны даже Кронштадт и Санкт-Петербург.

Дворец Бельведер в Петергофе

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Слово Бельведер произошло от итальянского словосочетания bell vedere и дословно означает – прекрасный вид.

Николай I начал строить Бельведер для своей жены Александры Федоровны, но впоследствии император, что называется, «не вылезал из него». Ему нравилось любоваться окрестностями с высоты греческой колоннады.

Строительство завершилось в 1857 г. уже при Александре II. Архитектор А. Штакеншнейдер построил дворец действительно похожий на греческий храм.

Колонистский парк

Этот пейзажный парк расположен вблизи от Верхнего сада. Сначала территория парка называлась очень красноречиво – Охотное болото. Но около 1830 г. здесь поселились немецкие колонисты. От их поселения произошло и название парка.

Колонистский парк

Основой его композиции является живописный пруд, созданный во времена императора Николая I и названный в честь дочери императора – Ольги.  Серебристые ивы по краям пруда и два интересных павильона, выстроенные на невысоких рукотворных островках, создают уединенную обстановку. Царицын остров был подарен императором своей жене Александре Федоровне, а Ольгин, соответственно – младшей дочери Ольге.

Царицын павильон

К 1844 г. на Царицыном острове был построен павильон в «помпейском стиле». Он должен был быть похожим на дома жителей древнеримского города Помпеи.

Стиль был выдержан в мельчайших деталях. В интерьере использовались реальные античные бюсты, а все элементы обстановки были сделаны по древнегреческим образцам.

Гордостью павильона является реальная мозаика 1 века нашей эры, привезенная из знаменитой Помпеи во время поездки императора в Италию в 1845 г.

Ольгин павильон

На Ольгином острове можно ознакомиться с павильоном, построенным в стиле итальянской виллы. Это трехэтажное здание с плоской крышей-террасой и смотровой площадкой. Каждый этаж имеет по одной комнате, и все интерьеры оформлены в классическом стиле. В кабинете Ольги на втором этаже представлены образцы русской мебели середины 19 века. На верхнем этаже — кабинет императора Николая I.

Рядом со зданием разбит очаровательный садик с античными статуями, вазами и мраморными столами. Ольгин павильон — очень живописное и поэтичное место.

Колонистский парк, несмотря на свои малые размеры, занимает достойное место среди парков Петергофа и является местом концентрации тонкого вкуса и благородства.

Английский парк

Это пейзажный парк, созданный еще во времена Екатерины II. Его основой является Английский пруд, созданный в 1720 г. преграждением земляной дамбой. Его наполнили чистейшей родниковой водой.

Первоначально возле пруда располагался вольер для кабанов. В 1770-е годы кабаны разбежались, и на этой территории возник прекрасный парк.

Английский парк в Петергофе

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересно! Английский пейзажный стиль предполагает искусство ландшафтного дизайна, в основе которого лежит создание рукотворного пейзажа, неотличимого от природного. Этим он принципиально отличается от французского регулярного паркостроения, демонстрирующего полный контроль человека над природой.

По проекту Джакомо Кваренги в парке был построен «Березовый домик», представлявший собой хитрую конструкцию. С виду это был крестьянский домик с бревенчатыми стенами и берестяной крышей, а внутри —  нарядные интерьеры с шикарной росписью и паркетными полами. Было построено еще несколько подобных имитаций сельского жилища, но великолепный Английский дворец стал настоящим архитектурным шедевром парка.

Английский дворец

Построенный в конце 18 в. архитектором Джакомо Кваренги, он задумывался, как «место уединения» для Екатерины II. При Павле I его использовали, как казарму для воинского подразделения, а при Александре I он был перестроен и служил гостевым домом для иностранных послов и дипломатов, приезжавших в Петергоф.

Во время войны по территории Английского парка проходил передний рубеж обороны и вражескими артобстрелами Английский дворец, и все постройки парка были полностью разрушены. В Английском парке сейчас на месте дворца можно увидеть то, что представлял собой весь Петергоф после великой войны – одни руины.

Сегодня парк является очень популярным местом для проведения пикников и в погожие выходные дни всегда наполнен оживленными компаниями любителей природы и душевного отдыха.

Город Петергоф

После создания летней императорской резиденции вокруг дворцово-паркового комплекса образовался город со всеми присущими атрибутами. Сначала начали появляться слободы, ставшие прообразами современных районов города. Сейчас это четыре исторически сложившихся района: Старый и Средний Петергоф, Новый Петергоф и Егерская слобода.

В городе находится несколько научно-исследовательских центров и институтов. За богатейший научный и культурный потенциал Петергоф в 2005 г. получил статус наукограда. Город растет и развивается, занимая свое законное место в первых рядах первопроходцев отечественной науки. Интересной достопримечательностью в нем является Петродворцовый часовой завод.

Феномен Петергофа заключается в небывалой концентрации художественных, технологических и научных достижений русского народа на одном отдельно взятом пространстве российского государства. Вселенная приготовила для этого региона историческую миссию — стать национальной гордостью России и культурным достоянием всего человечества.

Комментировать
Комментарии
  1. Алексеев Сергей ()
    Ответить

    Сегодня приехали в Петергоф. Стояли перед началом Верхнего сада с вопросом — куда пойти в первую очередь. Дети хотели шутихи посмотреть, мне было интересно посмотреть дворец Монплезир. А жене — на Самсона… Ну, из-за этой «тяги» я с ней вечер не разговаривал…

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Adblock
detector