Александровская колонна или Александрийский столп

Александровская колонна или Александрийский столп

Александровская колонна или Александрийский столп
СОДЕРЖАНИЕ
0
8 675 просмотров
15 июля 2020

Александровская колонна – прекрасный шедевр русского зодчества, воздвигнутый в честь императора Александра I и победы русской армии в Отечественной войне 1812 года.

Александровская колонна

История создания шедевра

Величие русского оружия и роль российского императора в победе над Наполеоном требовали своего художественного и архитектурного воплощения.

Идея создания монумента принадлежит выдающемуся зодчему Карлу России. Заканчивая работы по оформлению Триумфальной арки Главного штаба, он высказывал мысль о необходимости архитектурного центра Дворцовой площади.

Это предложение нашло полную поддержку у Николая I, давно мечтающего запечатлеть подвиг своего старшего брата в достойном произведении искусства.

Лучший образ подвига

В 1829 году император объявил конкурс на лучший архитектурный проект в центре Дворцовой площади во славу Александра Освободителя.

Среди претендентов выделился молодой художник и зодчий Огюст Монферран, который уже зарекомендовал себя, как способный архитектор при строительстве Исаакиевского собора. Он представил на рассмотрение проект грандиозного монумента, представлявшего собой сложную скульптурную композицию с многочисленными фигурами и барельефами.

Огюст Монферран

Эта идея была отклонена государем и архитектору указали на желаемый вид и стиль будущего шедевра, ими оказались Вандомская колонна в Париже и колонна Траяна в Риме. Художественно переработав эти архитектурные образы, Монферран создал творение, вошедшее в число величайших произведений искусства. Он сделал художественные эскизы и макет для представления проекта государю.

Александрийский столп представлял собой величественную изящную вертикаль, вознесшуюся к небу с рельефного пьедестала, стоящего на непоколебимом каменном основании. Бронзовый ангел, венчающий колонну, пронзал христианским крестом извивающегося змея, олицетворяя победу России над поверженной Францией. Лик ангела с чертами Александра I, смотрящий с высоты на город, выказывал ему и всей стране покровительство и защиту.

Николай I, на этот раз, был по-настоящему впечатлен и 24 сентября 1829 года он подписал новый вариант скульптурного решения. Главным зодчим проекта был назначен Огюст Монферран, а ответственным за строительство — граф Ю. П. Литта.

Строительство архитектурного шедевра

Важность и государственное значение объекта требовали соответствующей организации и слаженности действий. С самого начала сооружения монумента созидательные работы велись параллельно по трем направлениям:

Строительство Александровской колонны

  • строительные работы на Дворцовой площади по подготовке фундамента;
  • работа каменотесов в Пютерлакской каменоломне по подготовке каменных блоков для всех составляющих колонны;
  • работа скульпторов по созданию ангела и барельефов пьедестала.

Закладка фундамента

В 1829 году работы по строительству фундамента начались с геологической разведки. В результате бурения многочисленных глубоких шурфов рядом с центром площади был обнаружен песчаный пласт, который мог стать надежной «подушкой» для будущего фундамента.

В декабре этого же года был вырыт котлован, и в его дно было решено забить 1102 сосновых свай в качестве опоры для каменной кладки. Каково же было удивление строителей, когда они обнаружили на этом пространстве 99 забитых свай, совершенно пригодных к использованию.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересный факт! Оказывается на этом месте, 50 лет назад собирались установить монумент Петру Первому и забитые тогда сваи до сих пор оставались в пригодном состоянии.

В результате подготовки площадки было забито около 1250 сосновых свай на глубину свыше 5 метров. Для создания идеально ровной поверхности основания каменной кладки было использовано изобретение инженера Августина Бетанкура.

Лайфхак 19 века! В котлован налили воды и от ее поверхности отсчитали уровень всех свай. После того, как сваи срезали по этим отметкам, образовалась поверхность с нулевой погрешностью по горизонтальному уровню.

На сваи положили гигантские каменные блоки высотой свыше полуметра и сравняли их тесовой кладкой с поверхностью брусчатки. В основание фундамента заложили шкатулку с монетами. Все монеты были отлиты в честь победы русских войск в войне 1812 года. Александровская колонна получила свой фундамент в октябре 1830 года.

Заготовка каменных блоков

В 1830 году приступили к работам в Пютерлакских каменоломнях, в Выборгской области. Здесь производилась добыча каменных глыб и их предварительная обработка.

Заготовка каменных блоков при строительстве Александровской колонны

Исторический факт! Сейчас это район финской деревни Пютерлахти, общины Виролахти. В 19 веке эта финская провинция входила в состав Российской империи.

Монферран присмотрел подходящую скалу и после того, как каменотесы исследовали ее на пригодность, началась активная фаза процесса. Из одной скалы были выделены монолиты и для колонны, и для пьедестала, и для основания.

Бригада камнерезов из 250 человек под руководством знаменитого мастера Самсона Суханова два года, день за днем долбила каменные глыбы, придавая им предварительную форму изделий.

Используя огромные рычаги и вороты, они передвигали исполинские камни к морскому побережью. Было решено переправить их в Петербург морским путем и для этого, под руководством корабельного инженера-полковника К. А. Глазырина, была построенная невиданная доселе баржа водоизмещением 1100 тонн.

Свыше 600 солдат закатывали заготовку колонны на баржу, названную «Святой Николай», со специально сооруженной пристани. До Петербурга ее буксировали два неутомимых парохода, и в 1832 году колонна была уже в городе.

Установка основания и пьедестала колонны

В 1832 году, после прибытия всех комплектующих в Санкт-Петербург, началась поэтапная установка их на фундамент. Первым делом предстояло установить громадный четырехсоттонный монолит, предназначенный для основания.

Для этого построили специальную платформу с наклонным помостом, по которому его, с помощью катков, закатили на поверхность платформы. Рядом, вровень с ней, было насыпано песчаное плато, куда монолит с платформы благополучно и переместили.

Но это была только «первая часть марлезонского балета». Дальше, под монолит забили подпорки и расчистили весь песок. В пустое пространство закатили деревянные катки и завели снизу мощнейшие корабельные канаты.

И, после того, как подпорки выбили, исполинский камень, на катках расположили над фундаментом. Сотни работников натянули канаты, и… колосс застыл в воздухе…

Фундамент залили особым скользким раствором и постепенно, вынимая канаты, опустили на него исполинскую глыбу. В описании раствора ключевым является слово «особый». Ибо, одним из компонентов его состава был ингредиент, всегда выручающий русского человека.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Тайна рецепта! В раствор для соединения фундамента и каменного основания помимо цемента были добавлены мыло и…водка.

Благодаря водке раствор не засыхал сразу, а благодаря мылу он становился настолько скользким, что исполинское основание можно было легко «отцентровать» на фундаменте. И эта оригинальная идея принадлежала французу Монферрану, воспитанному на вине…

Пьедестал установили по такому же принципу и дополнительно закрепили к основанию металлическими скобами, ведь и его вес был около 400 тонн.

Установка колонны

Александрийский столп был установлен с использованием специальной подъемной системы генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура.

Александрийский столп

Деревянные леса высотой 46 метров, система 60 больших рычагов и мощных блоков, гигантская земляная насыпь вровень с основанием пьедестала – все было наготове.

Колонну закатили на специальную платформу и опоясали корабельными канатами. Все приготовления были сделаны, и день торжественного подъема был назначен.

Посмотреть на это грандиозное событие собралось пол Петербурга. Люди заполонили площадь, самые любопытные сидели на крышах Зимнего дворца и Главного штаба. Почетными гостями были император и вся царская семья. И, 30 августа 1832 года, действо началось.

По команде 2500 солдат и работников натянули канаты и… Александровская колонна приподнялась, медленно выровнялась и застыла в воздухе. Около 2 часов на весу ее выравнивали и вот, наконец, по приказу командира канаты были отпущены, и исполинский колосс весом 600 тонн занял свое точное место на пьедестале. Площадь взорвалась криками: «Ура!» Император был очень доволен, а изумленные чайки забывали махать крыльями, пролетая над этим невиданным чудом.

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Интересный факт! Высота колонны 25,5 метров, она имеет конусообразную форму с диаметрами нижнего и верхнего оснований 3,66 и 3,19 м. соответственно. Изготовлена она из цельного монолита весом 600 тонн. Это высочайший и самый массивный монолит из установленных вертикально в мире. Колонна держится на пьедестале исключительно под своим весом без применения каких-либо растворов.

Надо сказать, что при проектировании этого феноменального изделия Монферран проявил себя, как талантливый специалист и настоящий эстет. Дело в его творческом подходе к таким классическим архитектурным приемам построения профиля колонны, как энтазис и утонение.

Интересно! Энтазис – неуловимое постепенное утолщение диаметра, начиная с 1/3 высоты колонны. Создает зрительный эффект напряженности контура и устраняет иллюзию вогнутости колонны.

Очень интересно! Утонение – архитектурный прием незначительного уменьшения верхнего диаметра с целью избежать зрительного эффекта утолщения колонны к верху. Строится по определенному алгоритму, начиная с 1/3 высоты колонны.

Гениальный Монферран применил эти приемы, начиная с самого основания колонны используя свой собственный алгоритм расчета. В итоге, получился шедевр, которым восхищается весь мир, и который очаровывает удивительной четкостью пропорций. Еще два долгих года Александровская колонна отделывалась и полировалась.

Создание ангела и барельефов пьедестала

Надо отметить, что существовало несколько вариантов завершения колонны.

Александровская колонна получила нынешний вариант, созданный скульптором Б. Орловским. Но детское семейное прозвище Александра I — «наш Ангел» оказалось решающим.

Ангел на Александровской колонне

Мнение эксперта
Екатерина Смирнова
Наш любимый историк
Задать вопрос эксперту
Факт! Полная высота «ангелочка» с учетом креста составляет 6,4 метра, из которых 4,2 метра приходится на самого ангела. Таким образом, суцельная Александровская колонна равна 47,5 м.

Специалисты отмечают, что соотношение высот фигуры и колонны более гармоничное, чем у прообразов – колонны Траяна и Вандомской. Монферран – и здесь молодец.

Все эскизы барельефов архитектор сделал лично. По ним рисовальщики Скотти и Тверской создали шаблоны, а скульпторы вылепили формы для отливки. В результате появились четыре великолепных высокохудожественных барельефа из бронзы. Их отливку проводили на заводе имени Берда.

Легенда! Говорят, среди барельефов есть даже шлемы Александра Невского и, что совершенно невероятно – щит, прибитый Вещим Олегом к вратам Царьграда.

На верху барельефа – орлы с дубовыми гирляндами в клювах, хранящие покой Всевидящего Ока. На главном фронтоне – доска, гласящая «Александру I – Благодарная Россия», в руках ангелов, парящих над доспехами.

Слева и справа фигуры девушки и старика символизируют реки Вислу и Неман, которые в ходе европейского похода на Париж форсировали русские солдаты.

Другие фронтоны также не остались не удел – их украшают фигуры греческих богинь, олицетворяющих Правосудие и Милосердие, Мудрость и Изобилие, Победу и Славу. Благодаря легкой руке Монферрана, все элементы барельефа восхищают необыкновенной четкостью и прекрасной прорисовкой деталей.

Открытие монумента

Александровская колонна открыта 30 августа 1834 года, и это было грандиозное событие. Для царя и царской семьи была построена праздничная трибуна у стен Зимнего дворца. Присутствовал весь дипломатический корпус, придворные вельможи и высшее духовенство.

Александровская колонна 1834 год

Император спустился к подножию колонны и коленопреклоненный отслужил торжественный молебен в окружении стотысячного войска, где каждый солдат и офицер последовал примеру императора и преклонил колени.

Затем, после трех пушечных выстрелов, начался военный парад, в котором участвовали войска, отличившиеся в боях с французами в 1812 году. Стотысячное войско парадным строем шло мимо колонны и казалось, что не будет ему конца.

Легенда! Говорят, в это время в Париже звенела посуда, и дрожали стекла в городских окнах от твердого шага российских солдат.

Перед торжественным открытием монумента в Петербурге даже специально построили Желтый мост для создания возможности торжественного марша войск через весь город. Сейчас этот мост называется Певческим.

Гулять, так гулять! Александровская колонна удостоилась того, что ее торжественное открытие произошло дважды, причем в один и тот же день (но в разные годы). И это не случайно: 30 августа – это главный день чествования Александра Невского, причисленного к лику святых. Поэтому, ангел на верху колонны – это еще и защитник русского народа и страж города.

Цельный образ шедевра

Результат творчества Огюста Монферрана превзошел все ожидания современников и сейчас он представляет собой одно из лучших творений человечества.

Александровская колонна восхищает сбалансированностью пропорций всех элементов и скульптурной эстетикой архитектурной композиции.

Сам цельный стержень колонны полностью выдерживает все каноны дорического ордера и его высота в 25,6 метра точно соответствует 8-ми верхним диаметрам.

Он завершается капителью с прямоугольной абакой, собранной из комбинированной кладки кирпича и камня. Она отделана бронзой и служит надежным основанием для цилиндрического бронзового пьедестала с полушаровой вершиной.

На верхнем полушарии цилиндрического пьедестала возвышается прекрасный ангел. Для создания лика ангела использовались детские портреты Александра I. Глядя вниз и простирая руку к городу, он дарит ему свою благосклонность и покровительство.

Массивное основание и пьедестал колонны из цельного монолита с барельефами служат для нее незыблемой опорой и внушают уверенность в непоколебимости всей конструкции.

Если учитывать сооружения, созданные из нескольких элементов, то Александровская колонна – третья в мире и есть только две колонны, которые могут спорить с ней по высоте — это Колонна Великой Армии в Булонь-Сюр-Мер и Трафальгарская в Лондоне.

Впоследствии, по проекту архитектора К. К. Рахау по углам основания пьедестала были установлены декоративные фонари, соединенные по периметру ажурной каменной решеткой с двуглавыми орлами и различными художественными элементами.

История создания скульптурных образов

Есть различные версии создания художественных образов воплотившихся в скульптурных элементах, которыми так восхищает Александровская колонна. И прежде всего, это фигура ангела на вершине сооружения.

В Эрмитаже находятся три золотые медали для торжественного «положения в основу» колонны. Три абсолютно непохожих варианта.

Интересно, что существующий вариант отступает от классической иконографии, а именно — ангел держит крест левой рукой, что противоречит канонам христианской церкви.

Однако это выполнено специально для расположения креста точно по оси колонны. И этим способом была соблюдена строгая вертикаль сооружения, придающая ему динамичную устремленность к облакам.

Идея изображения русского оружия на барельефах пьедестала появилась благодаря любителю русской истории А. Н. Оленину, бывшему в то время Президентом Академии Художеств. Это он посоветовал Монферрану использовать тему старинных русских доспехов для прославления силы и доблести российской армии.

В результате, Александровская колонна получила неповторимый художественный образ, на языке скульптурной пластики выражающий гимн человеческому духу и несгибаемому русскому характеру.

Будни Александровской колонны

Ввиду того, что Александровская колонна представляла собой сложную архитектурную конструкцию, она требовала надлежащего внимания и своевременных профилактических действий для поддержания соответствующего внешнего вида.

Так, например, через два года после установки, на самом верху, под бронзовой капителью появились бело-серые потеки неизвестного происхождения. Они были заметны даже снизу от основания и существенно портили внешний вид сооружения.

В 1841 году, когда количество пятен и их площадь достигли критической величины. Николай Первый приказал верхолазам подняться наверх колонны и осмотреть поверхность.

Сделанная проверка позволила выяснить, что такой эффект дают выкрошенные кристаллы камня, возникшие в результате эрозии поверхности под воздействием балтийских ветров и дождей.

Дефект, на тот момент, устранили, но со временем, он стал проявляться вновь и в 1861 году император Александр II создал «Комитет по исследованию повреждений Александровской колонны». В комитет вошли видные ученые и зодчие Петербурга. Трещины подтвердились…

Лучшие ученые умы были мобилизованы для решения этой задачи и «дедушка русской химии» А, А. Вознесенский предложил состав раствора, благодаря которому дефекты были полностью заделаны.

С тех пор, Александровская колонна находится под контролем. К бронзовой абаке периодически стали взбираться верхолазы для контроля поверхности и ее очистки от возможного белесого налета.

Александрийский столп в советское время

После Октябрьской революции 1917 года рабочее-крестьянское правительство пыталось приобщить колонну под свои пролетарские идеалы. На коммунистические торжества ангела окутывали кумачом или гирляндой воздушных шаров, спускаемых с аэростата.

Ажурная решетка между фонарями была отправлена в переплавку на гильзы для патронов.

В период блокады Александровская колонна была закрыта брезентовым чехлом только на 2/3 своей высоты и за весь период обороны города получила множество осколочных повреждений, а один из осколков даже остался в шлеме на барельефе, откуда был извлечен лишь в 2003 году после реставрации.

Восстановительные работы современного периода

Причиной таких работ послужили все те же трещины, видимые даже без увеличительных приборов. В 1991 году десант альпинистов «высадившийся» на верхушке колонны, сделал фото и видео съемку «навершия» и специалисты пришли к решению о проведении немедленных реставрационных работ.

В результате, было откачано около 3 тонн воды из цилиндрического пьедестала, восстановлена абака капители и произведена защита бронзовых элементов химическим способом. Было извлечено около 50 осколков со времен обороны города.

Восстановительные работы были закончены весной 2003 года.

Сейчас Александровская колонна в Петербурге – настоящий шедевр инженерного мастерства. Она восхищает удивительной четкостью пропорций и красотой силуэта.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O